Политика

Старый друг лучше этих двух: юридические аспекты возврата Нижнего Новгорода к одноглавой системе управления

20 октября 2017 18:40  [5487] Политика

Фото: НИА "Нижний Новгород"

НИА "Нижний Новгород" - Юлия Асташкина

20 октября 2017 года глава администрации Нижнего Новгорода Сергей Белов покинул свой пост после почти двух лет работы. Сегодня же врио губернатора Нижегородской области Глеб Никитин внес в Заксобрание законопроект о переходе областного центра на одноглавую систему управления. Главой города-главой администрации Никитин видит депутата Госдумы РФ Владимира Панова, знакомого ему по работе в федеральных структурах и "коллегу" по президентскому кадровому резерву. О том, когда столица ПФО может получить "единого главу", как депутаты из "городского лобби" могут этому воспрепятствовать и может ли глава региона распустить Гордуму и Заксобрание за "непослушание" – в материале НИА "Нижний Новгород".

Итак, законопроект внесен. Предлагаемая процедура избрания "единого главы" мало чем отличается от пока действующей процедуры избрания сити-менеджера – с поправкой на то, что главе администрации придется исполнять еще полномочия главы местного самоуправления.  

При принятии закона главу города будет избирать Дума Нижнего Новгорода из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Общее число членов комиссии будет установлено Гордумой, она же назначит половину ее членов, вторую половину определяет губернатор.

Выдвижение участников конкурса вправе осуществлять глава региона, фракции в Думе города, депутаты численностью не менее одной трети от общего числа. Должно быть выдвинуто не менее двух кандидатов.

Избранным на должность главы города считается кандидат, за которого проголосовало большинство от установленной численности депутатов городской Думы. Срок его полномочий составит пять лет.

Рассмотрим все "тропы", которые предстоит пройти на пути к "одноголовью", и "ухабы", которые могут на этом пути повстречаться.

Комитет по МСУ и госвласти Заксобрания Нижегородской области. Внеочередное заседание комитета назначено на 25 октября 2017 года. Всего в комитет входит 16 человек, представителей "городского лобби" в нем – меньше половины, и на этом этапе при исправном посещении членами комитета заседаний законопроект блокирован вряд ли будет.     

Заседание Заксобрания Нижегородской области. Заседание регионального парламента пройдет 26 октября. При благоприятном для врио губернатора раскладе законопроект может быть рассмотрен и принят в двух чтениях одним днем. Но вице-спикер ЗС и лидер "городских" Олег Сорокин уже высказал свое мнение на этот счет – "за два года в третий раз менять главу города перебор". Поэтому слов председательствующего "всё читали, все ознакомились, голосуем" ожидать не стоит. А что может быть?

Срыв кворума заседания Заксобрания. Для правомочности решений регионального парламента на каждом заседании должны присутствовать как минимум 34 депутата из 50-ти избранных. Два года назад, в августе 2015 года, действующий на тот момент губернатор Валерий Шанцев уже вносил инициативу по переходу на одноглавую систему, и тогда она даже не была рассмотрена – два раза срывался кворум. При действующем составе ЗС "недосчет" также уже был – при избрании председателя и выдвижении членов избиркома Нижегородской области от представительной власти региона. Приближенных к "городскому лобби" депутатов в ЗС меньше половины, но вполне достаточно, чтобы своим отсутствием препятствовать рассмотрению правового акта.

И да, ни в каких законах не прописано, что за неявку "народные избранники" в Нижегородской области будут чего-либо лишены, вплоть до мандатов. Ничего им за это не будет. Кроме административного давления, конечно.

Отклонение законопроекта. "Если по итогам голосования предложение о принятии законопроекта в первом чтении не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с рассмотрения. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит". Ст. 64 Регламента Заксобрания Нижегородской области. Но, напомним, контрольного пакета мандатов у "группы городских" нет. Блицкриг при открытом голосовании вряд ли возможен, но…

Тайное голосование. В январе 2017 года ЗС НО приняло постановление о проведении тайных голосований решением трети депутатов. Треть "железно своих" депутатов – необходимые 17 человек - у "городского лобби" есть. А при тайном к ним могут присоединиться и те, кто не согласен с переходом на "одноголовье", но публично против этого не высказываются.  

Третье чтение законопроекта Даже если оно и будет – процесс нормотворчества затянет ненадолго. Третье чтение возможно, если при обсуждении законопроекта во втором чтении будут внесены поправки, которые не были предварительно рассмотрены комитетом по МСУ. Они в письменном виде в срок не позднее трех рабочих дней направляются в профильный комитет. При этом в исключительных случаях может быть проведено внеочередное заседание комитета в день заседания Заксобрания.

Таким образом, если законопроект не будет принят 26 октября 2017 года, он может быть либо отклонен совсем, либо отложен. На какой срок? Затягивать можно бесконечно, но врио губернатора настроен решительно, и за этим последуют либо переговоры, либо встречи с "проголосовавшими ногами" на самом высоком уровне. 

Обнародование и вступление в силу правок к региональному закону о МСУ. В случае принятие закона это займет от пары дней до трех недель. Закон области в течение семи дней направляется губернатору. Он должен подписать его в течение 14 дней.  

Внесение поправок в Устав Нижнего Новгорода. Устав города должен быть приведен в соответствии с законом области в течение трех месяцев после вступления закона в силу. Данный процесс в любом случае займет не менее 1,5 месяцев: создание комиссии по правкам, опубликование проекта решения Гордумы не менее чем за 30 дней до рассмотрения его Думой (то есть не позднее 20 ноября 2017 года, в том случае если декабрьская Дума традиционно будет в третью среду месяца – 20 декабря 2017 года, при этом может быть назначено внеочередное заседание), публичные слушания… Как и депутаты Заксобрания, парламентарии от Гордумы могут сорвать кворум (при присутствии менее 32 депутатов из 47 избранных) и, собственно, отклонить документ.

Государственная регистрация решения изменений в Устав в Минюсте. Это опять же займет от недели до полутора месяцев. Обновленный Устав мэрия должна представить в Минюст в течение 15 дней. Минюст, если к документу не возникнет вопросов - зарегистрировать его в течение месяца.

Официальное опубликование обновленного Устава и вступление его в силу. Глава города обязан опубликовать Устав в течение семи дней после его регистрации.

Назначение и проведение конкурса по избранию главы Нижнего Новгорода. Условия конкурса, сведения о дате, времени и месте его проведения должны быть опубликованы не позднее чем за 20 дней до самого конкурса. Сам конкурс не займет больше двух дней – напомним, что все 13 кандидатов на должность главы администрации в 2015 году выступили в течение суток.

Избрание главы Нижнего Новгорода. Избрание может пройти одним днем – кандидаты представили свои программы, депутаты оценили и выбрали мэра областного центра. Но для избрания кандидату необходимо получить большинство голосов от установленного числа депутатов – не менее 24. То есть любой из кандидатов, даже получив большинство голосов от числа присутствующих парламентариев, мэром становится только при поддержке "двойной дюжины". В иных случаях объявляется второй тур, в ходе которого ситуация может повториться, и выборы мэра будут считаться несостоявшимися (как в Арзамасе при выборах мэра в апреле 2017 года). Конкурс назначается и проводится заново.

Могут ли Заксобрание и Гордума быть распущены, если откажутся принимать предлагаемые Глебом Никитиным правки?

Заксобрание - нет.  Согласно Уставу области, временно исполняющий обязанности губернатора не обладает полномочиями распустить региональный парламент. Президент РФ же вправе это сделать только если ЗС примет закон, противоречащий федеральному.

Гордума – возможно, но через суд. В федеральном законе "Об общих принципах организации МСУ в РФ" отмечается: если местный представительный орган примет противоречащий федеральным или региональным законам правовой акт и в течение трех месяцев после признания такого акта судом незаконным не отменит его – губернатор вправе через Заксобрание (!) внести проект закона о роспуске Гордумы. Если депутаты не приведут Устав в соответствие с региональным законом – по сути, это будет являться нарушением. Вариант, прямо скажем, долгий, маловероятный, но теоретически возможный.   

Итак, при самом оптимистичном для губернатора и заинтересованной стороны раскладе (то есть, если оба представительных органа региональной и городской власти принимают законопроект без проволочек) все необходимые для перехода на одноголовье изменения будут внесены в январе-феврале 2018 года, а сам глава города будет избран в феврале-марте. При протесте парламентариев обоих уровней процесс затянется на неопределенный период, но очевидно – к выборам президента РФ в марте 2018 года (а возможно, и к Чемпионату миру по футболу) в таком случае город подойдет с и.о. сити-менеджера. И с продолжающимися межэлитными конфликтами. 

Поделиться: