Архив НТА. Copyright © 1999-2006 НТА
Компания – это не набор технологий, а команда людей, - Александр Нестеров
Руководитель
нижегородского филиала известной сотовой компании, успешный спортсмен, на
собственном примере демонстрирует пользу сочетания шведской модели бизнеса с
философией дзюдо
"Бой может окончиться не начавшись в минуту мудрости обоих бойцов"
Дзигаро Кано,
основатель и идеолог борьбы дзюдо.
Становится скучно, когда разговор о бизнесе с главой успешной компании больше
похож на аутотренинг или торжественную часть собрания
с вручением похвальных грамот самому себе: "богатый, потому что
умный", "собрали команду профессионалов", "у нас
безупречная репутация", а "конкурентов не видим в упор, потому что мы
лучшие". Совсем другое дело, если в ходе беседы начинаешь понимать, за
счет какого такого эксклюзивного ресурса или нестандартности подхода к вещам
стандартным, многократно описанным в учебниках по бизнесу, пришел успех.
Излишества – удел недалеких
Александр Нестеров возглавляет нижегородское представительство шведского телекоммуникационного холдинга TELE2 больше года и успел
войти во вкус скандинавской модели бизнеса. Спокойные, прижимистые шведы
практически уподобляют бизнес-процесс работе скульптора: отсечь все лишнее – в
плане затрат, потом отойти на почтенное расстояние и посмотреть, не забыли ли
чего. Дальше – анализ и оптимизация того, что осталось, и заключительный этап –
шлифовка с посылом "нет предела совершенству!". Желаемый результат:
качественный и доступный продукт – мечта клиента.
Целевая аудитория сотового оператора TELE2 сродни ему самому – это люди,
привыкшие тратить деньги с умом. И нынешняя коммуникационная стратегия компании
максимально рациональна и нацелена на то, что за мобильную связь не обязательно
и неразумно платить лишнее. Александру Нестерову, мастеру спорта по самбо и
поклоннику философии восточных единоборств, психологически тонкая политика
TELE2 близка по духу. Ему нравится даже условие головной компании для
региональных представительств: крутитесь, как хотите, но пока каждый ресурс не
будет вами использован минимум на 125%, дополнительного не получите. Что
хорошего? Нестеров говорит: "Излишняя расточительность компании порождает
негатив: сотрудники начинают лениться, "жирком обрастать", теряют
способность думать". Шведский подход не дает бизнесу застаиваться,
будоражит ум и фантазию, заставляет искать новые пути достижения цели. И очень
похож на “сэйроку-дзэнъё”, основополагающий принцип
теории дзюдо: “Наиболее эффективное использование духовной и физической энергии
в достижении конкретной цели” (Наиболее результативное приложение силы).
Философия победы и управленческие секреты
Бизнес, считает Александр Нестеров, так же, как любой вид восточного
единоборства, в основе своей имеет некий набор ценностей тех людей, которые им
занимаются и развивают. Это основатели бизнеса, его хозяева и топ-менеджмент.
Философия бизнеса – верболизация этих ценностей, при
этом неважно, о каком именно бизнесе идет речь. И только после этого встает
вопрос о целях конкретного бизнеса, и уже тут нельзя не вспомнить о структуре
себестоимости продукта, прибыли и применяемых бизнес-технологиях.
Основной философией всех восточных боевых искусств является не победа как
таковая, как считают многие новички, а виртуозное управление конфликтами и
любыми незапрограммированными ситуациями. Не правда ли, тоже очень полезное
слагаемое для бизнеса?
В России, по аналогии с Западом, стало модно формулировать миссию компании. Но
нередко у нас понятия "миссия" и "цель" смешиваются.
Миссия, в понимании главы TELE2 Нижний Новгород,
это "внутренний мир компании, то чем живут все ее сотрудники. Это то, о
чем мы не говорим и не думаем, а просто делаем". Основное конкурентное
преимущество? Конечно, люди. Их надо любить и поощрять за хорошую работу.
Материальный стимул работает не более трех месяцев, потом его воспринимают как
должное. А вот стимул моральный, который умело поддерживается начальником,
работает постоянно. Резюме Нестерова: компания – это не набор технологий, а
команда людей. Если говорить о работе команды в целом, то ее эффективность в
компании TELE2 определяют не по совокупности отдельных элементов "конструкции",
а по эффективности самого слабого звена. Оно на поверку должно быть достаточно
сильным.
- Как Вы выходите из сложных ситуаций в бизнесе, как в этом помогает
способность "держать удар"?
Самое главное, чему меня научил спорт, – что бы ни случилось, не дергаться.
Потом попытаться, не предаваясь эмоциям, вникнуть и проанализировать
случившееся, не путая при этом причины со следствиями. Интересно, что поскольку
у каждого из нас своя картинка мира, то, что для одного человека составляет
большую проблему, для другого – не проблема вообще. То есть проблема требует
обследования и диагноза. А потом все как в медицине – рецепт и лечение.
Когда мы вышли на рынок с намерением сделать массированный запуск связи с
низкой ценой, стали по привычке экономить на всем. От клиентов стали поступать
жалобы на качество связи. Вот, думаю, странно: техническая служба – супер, а качества связи нет? Анализируем проблему, ищем
корни. Если профессиональный уровень технарей TELE2
сомнений не вызывает, значит, дело не в них. Если оборудование у всех сотовых
компаний примерно одинаковое – видимо, дело и не в нем тоже. Тогда, может, мы
его неправильно размещаем? Смотрим, где у нас сосредоточена целевая аудитория и
где располагаются базовые станции. И выясняется: люди живут в одном конце
города, а станции размещены совсем в другом. Хорошо вовремя осознали и
исправили ошибку, внедрив специальную программу технической модернизации: с
февраля 2004 года количество базовых станций было увеличено более чем в четыре
раза, а сами станции установили, исходя из месторасположения настоящих и
потенциальных потребителей.
Нельзя затягивать с решением проблем. А то, знаете ли, есть опасность: если
нашего человека один раз ударили чем-то тяжелым, ему больно; а если потом
ударили еще раз десять, больное место рискует превратиться в эрогенную зону…
- А на каком этапе вы ищете виновных?
- Главное, помнить о том, что учет не должен быть дороже товара. Бывает, что
люди пытаются настолько формализовать поиск первопричин проблемы и виноватых,
что в структуре себестоимости эта формализация превышает стоимость всего
остального. Диапазон анализа простирается от поиска первопричины с упорством
параноика до решения "само пройдет". Плясать здесь надо, естественно,
оттого, насколько данная проблема критична по отношению к бизнесу и бизнес-процессу.
- Когда речь идет о региональном бизнесе, который является частью крупного
международного бизнеса, как компания ТЕЛЕ 2, можно ли говорить о наличии степеней свободы у руководителя вашего
уровня?
- Степени свободы, разумеется, существуют. Но тут надо глобально разделять два
понятия – свобода и безопасность. Корреляция между ними понятна: чем больше
свободы, тем меньше безопасности, чем больше безопасности, тем меньше свободы.
То есть степени свободы руководителя ограничены границами безопасности компании
и целями, для которых она создавалась. Применительно к бизнесу нашей компании
проиллюстрировать это можно так. Если я при девизе ТELE 2 "Всегда
дешевле!" буду ориентировать свою
деятельность на VIP-клиента и понастрою VIP-офисов, отпущенные моей
компании средства я буду тратить не по назначению.
Конкурировать надо за умы клиентов, а не за их кошельки!
- Существует понятие межоператорского взаимодействия,
т.е. обмена трафиком между сотовыми операторами. И вот представьте, что с одной
стороны трафик увеличивается, и надо бы расширить каналы связи. Реакция
компании – хозяйки трафика обратная: нет, раз вам это выгодно, возьму-ка я да
каналы вообще обрублю! Разумно? Ничуть – эта компания не выиграет. Это как в
русской пословице: не в том радость, что моя корова жива и здорова, а в том,
что у соседа умерла.
Идти надо от интересов клиента и опережать конкурента новыми услугами,
какими-то эксклюзивами и уникальными
"фишками", а не ущемлять его интересы только лишь для того, чтобы
конкуренту работалось хуже. Вообще сейчас в телекоммуникациях уходят от прямого
ценового конкурирования к созданию стиля жизни своему клиенту. И выигрывает
тот, кто умеет конкурировать красиво и воспринимать это, как игру. Конкуренцию
нельзя делать самоцелью. Что об этом говорится в философии Кано?
"Поддаться, чтобы победить"!
Справки
Нестеров Александр Геннадьевич, генеральный директор представительства
компании ТELE2 в Нижнем Новгороде, 33 года. Родился и вырос в Челябинске, по
специальности юрист. В 1997 году закончил Уральскую государственную юридическую
академию. С 2003 года проходит программу МВА по специализации
"Стратегический менеджмент" в Высшей школе международного бизнеса АНХ
при Правительстве РФ.
Предпринимательской деятельностью начал заниматься в 1992 году. С 1997 года
работал на руководящих постах в
российских и зарубежных компаниях сотовой связи. Создал лучшую среди уральских
операторов службу обслуживания абонентов при региональном отделении
"Уральский GSM", в десятки раз увеличил оборот сети салонов сотовой
связи "Центр мобильных решений ТехноСелл".
На должность руководителя компании ТELE2 –Нижний Новгород был приглашен в
октябре 2004 года.
Мастер спорта по самбо, призер Чемпионатов России. Женат, воспитывает
пятилетнюю дочь.
О компании Tele2
Tele2 – ведущий альтернативный телекоммуникационный оператор в Европе.
Компания была создана в Швеции в 1993 году Яном Стенбеком.
На сегодня Tele2 работает в 25 странах мира. Абонентская база холдинга
превышает 29,4 миллиона пользователей. Стремительное развитие Tele2 в мире
объясняется принципами, лежащими в основе деятельности группы компаний. Прежде
всего, это принцип низких цен.
В компании уверены, что услуги связи должны быть доступны по цене самой широкой
аудитории и просты в использовании. Это отражается и на внутренней политике
холдинга. Компания постоянно снижает издержки за счет грамотной политики
закупок, оптимизации работы подразделений компании и не содержит дорогостоящих
"имиджевых" офисов. Стремление Tele2 к
постоянному ценовому лидерству определяет простую организационную структуру,
неприятие бюрократии и быстроту в принятии решений.
Бизнес-стратегия Tele2 из года в год подтверждает свою эффективность. Компания
демонстрирует стабильный рост прибыли и других экономических показателей. Доход
от основной деятельности компании по итогам 2004 года увеличился на 16% и
достиг 6 млрд 146 млн
долларов США. Прибыль после уплаты налогов за 2004 год составила 272 млн долларов США.
Во всех регионах обслуживания клиентов компания Tele2 постоянно увеличивает
емкость сети, зону охвата и улучшает качество связи. В России Tele2 оказывает
услуги мобильной связи стандарта GSM в 12 регионах. В Нижнем Новгороде компания
Tele2 работает с февраля 2004 года. В Нижегородской области услугами мобильной
связи Теле2 можно пользоваться на всей
территории Нижнего Новгорода, а также в городах Бор, Кстово,
Дзержинск, Павлово,
Семенов, Городец, Заволжье, Выкса,
Навашино, Кулебаки, Балахна, Арзамас, Вача, Богородск.
Архив НТА. Copyright © 1999-2006 НТА