–Александр Минович, давайте поговорим с Вами не как с сенатором, а как с заместителем председателя "Российской партии ЖИЗНИ". Как Вы оцениваете результаты выборов 12 марта?
–Для "Российской партии ЖИЗНИ" 12 марта стал успешным днем. Мы говорим сейчас не о Нижегородской области, а о выборах по России в целом. Например, на выборах в Госсобрание Республики Алтай партия набрала 8,83%, в Курской области преодолела семипроцентный барьер, набрав 7,27%. В среднем в региональных кампаниях партия набрала 4,3%.
–Но в Нижегородской области результат весьма плачевен – 2,14%, последнее место на выборах…
–Конечно, мы недовольны таким результатом. Но с другой стороны, заняв последнее место по процентам, мы вполне достойно выступили на выборах по одномандатным округам. В одном из четырех округов, где баллотировались наши кандидаты, была одержана победа. Поэтому можно смело говорить о том, что в Законодательном собрании Нижегородской области у "Российской партии ЖИЗНИ" есть свой представитель. Это Исхак Ибрагимович Ягудин, избранный по 13-му одномандатному округу.
–Один из 50… Что может сделать партия с помощью одного депутата?
–Многое. Во-первых, много значит уже то, что в Нижегородской области партия является парламентской. Во-вторых, давайте посмотрим на политический расклад в Заксобрании. У "Единой России" в региональном парламенте 33 места. Это большинство, но не то большинство, которое позволяет говорить о 100-процентном прохождении всех законопроектов. Для принятия законов необходимо 2/3 голосов, а этого у "Единой России" нет. Не хватает ровно одного голоса!
То же самое и у так называемой оппозиции. Девять мест – у "Российской партии пенсионеров", пять – у КПРФ, два – у ЛДПР. В сумме это меньше, чем одна треть. Говоря языком акционерных обществ, у "Единой России" не контролирующего пакета, а у оппозиции – блокирующего. Между ними – один голос. Ровно столько есть у "Российской партии ЖИЗНИ".
–Многие уверены, что Исхак Ягудин войдет во фракцию "Единой России". Или примкнет, например, к ЛДПР, чтобы сформировать еще одну фракцию.
–Объединение с ЛДПР невозможно. Не потому, что кандидат от ЛДПР на выборах пытался через суд снять Ягудина с регистрации, а по идеологическим соображениям.
–Остается объединение с "Единой Россией"…
–Его тоже не будет. Исхак Ягудин останется депутатом, представляющим "Российскую партию ЖИЗНИ". Я говорил с ним после окончания выборов, и мы выработали совместную позицию. Мы готовы поддерживать в Законодательном собрании инициативы губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева. Его, но не "Единой России". Ведь не секрет, что среди "единороссов" существуют разные группы, разные течения. И вот там, где Партия ЖИЗНИ имеет собственное мнение, собственную политическую позицию, отличную от позиции "единороссов", мы будем заявлять о своих взглядах, пользоваться трибуной собрания, доказывать свою правоту. Поэтому во многих вопросах голос "Российской партии ЖИЗНИ" может оказаться решающим. И таким результатом выборов мы очень довольны.
И еще один результат выборов для нас крайне важен – о нашей партии узнали во всех районах области. Это хороший задел на будущее – это наша стартовая площадка на выборах депутатов Государственной Думы 2007 года.
–Вернемся к самой избирательной кампании. Вы отслеживали ее ход? Как Вы, например, оцениваете степень использования административного ресурса на этих выборах?
–Безусловно, я отслеживал ход избирательной кампании, более того – отвечал за эти выборы перед руководством партии и непосредственно ее председателем Сергеем Мироновым.
Мы старались максимально упредить использование административного ресурса, особенно на местах. К сожалению, бывает так, что местные чиновники стараются угодить своему руководству даже без особой на то просьбы. И на этих выборах мы в этом еще раз убедились.
Я, например, еще до выборов лично переговорил с несколькими главами местной администрации. Во время беседы улыбаются, говорят: да-да, конечно, мешать не будем. Но уже спустя неделю ко мне поступают звонки от кандидатов: здесь запретили проводить встречу, тут помешали организовать концерт. Звоню, выясняю. Снова улыбаются, снова гарантируют непротивление. И снова на полную катушку включают административный ресурс.
Увы, но происходило это и на более высоком уровне. Я знаю, что соответствующие звонки в районы поступали от одного и заместителей губернатора.
–Вы являетесь представителем правительства Нижегородской области в Совфеде, от Вас во многом зависит формирование бюджета и те средства, которые поступят в районы из федерального бюджета. Разве это не рычаг воздействия на местных чиновников?
–Нельзя бороться с административным ресурсом с помощью административного же ресурса. И уж тем более от оплошностей властей не должен страдать народ.
Но определенные выводы в отношении ряда чиновников я для себя сделал. Ведь когда вовсю используется административный ресурс – это говорит лишь о том, что власти чего-то боятся. А боятся они того, что победит оппозиция, что о себе заявит протестный электорат. Значит, есть против чего протестовать, значит, эта власть плохо работает. Если жизнь в районе налаживается, если действия местных властей находит поддержку у населения, значит, и бояться нечего.
Эти выборы очень хорошо показали, где и как относятся к местному руководству. И здесь надо смотреть: а почему в таком-то районе настолько велики протестные настроения, что местный глава вовсю включает административный ресурс? И сколько этот район получил денег, куда они пошли, насколько эффективно использовались? Все эти вопросы вполне логично задать главе, когда он придет с очередной просьбой.
Но главное, чем плох административный ресурс – это то, что народ чувствует себя подавленным, униженным. Он, может и проголосует за тех, кого надо, но в душе будет эту власть ненавидеть. Плохо, что не все это понимают.
–А в отношении руководства НРО "Российской партии ЖИЗНИ" Вы какие-то выводы сделали? Как Вы оцениваете их работу на выборах?
–Вывод есть, но говорить о них пока рано. Сейчас мы берем небольшой тайм-аут. Эйфория ведь бывает не только от победы… Надо успокоиться, еще раз проанализировать все события. Примерно через месяц мы приступим к обсуждению программы будущих действий регионального отделения партии и самой структуры отделения. Есть, например, предложение расширить состав совета регионального отделения.
Одно ясно уже сегодня – партия будет продолжать свою работу в Нижегородской области. Уже сейчас наши кандидаты приходят со своими проектами, которые они хотят реализовывать. Это хорошо, это значит, что у людей не опустились руки, что у них сохранилось желание работать.
–Эти проекты станут частью подготовительной работы к выборам в Государственную Думу?
–Мы не будем привязывать их к выборам. Но вы правы – партия имеет четкое намерение принять участие в предстоящих выборах. Об этом не раз говорил наш председатель Сергей Михайлович Миронов.
Сейчас у "Российской партии ЖИЗНИ" есть все шансы стать по-настоящему парламентской партией. Сегодня у нас в Государственной Думе четыре фракции: "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР и "Родина". Первые три, скорее всего, сохранят свои позиции в 2007 году и снова войдут в парламент. А вот четвертая позиция, похоже, становится вакантной. И бороться за нее будет уже не "Родина". Кто? На этот вопрос дали четкий ответ региональные выборы: это будут "Российская партия ЖИЗНИ", "Российская партия Пенсионеров" и Аграрная партия. На региональных выборах необходимый процентный барьер прошли Партия пенсионеров (в четырех регионах), аграрии (в трех регионах) и "жизненцы" (в двух регионах). Вот они и являются главными претендентами за шанс стать парламентской партией. И мы этот шанс не упустим.
У НИА "Нижний Новгород" есть Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе главных событий, эксклюзивных материалов и оперативной информации.
Copyright © 1999—2025 НИА "Нижний Новгород".
При перепечатке гиперссылка на НИА "Нижний Новгород" обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+