– Александр Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, о том, чем занимается Ваше управление.
- В соответствии с приказом Минюста России от 27 ноября 2008 года "О реорганизации территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации" Управление Минюста России по Приволжскому федеральному округу было реорганизовано в форме присоединения к Управлению Минюста России по Нижегородской области.
Основная задача - реализация функций министерства юстиции в регионе, защита прав и интересов граждан, обеспечение единства правового пространства. Это задача чрезвычайно важная и актуальная. Она была поставлена в 2000 году Президентом перед полпредами, минюстом и прокуратурой. Вертикаль власти начали выстраивать с нормотворчества, с законов, насколько они соответствуют требованиям Конституции РФ и федеральным законам. Кроме того, мы ведем федеральный регистр нормативных актов, которые принимаются на территории области, это регистрация муниципальных образований, ведение регистра муниципальных образований. Также управление отвечает за регистрацию региональных отделений политический партий, регистрацию некоммерческих организаций, общественных и религиозных организаций. Но здесь не только регистрация, но и, естественно, контроль за их деятельностью. Надзор и контроль за деятельностью нотариата, адвокатуры, ЗАГСов. Вот таковы наши обязанности в общих чертах
–В 2000 году Путин поставил задачу обеспечить единство правового пространства. Приволжский федеральный округ довольно непростой – здесь и Башкортостан, и Татарстан, можно сказать, что спустя 9 лет единое правовое пространство в округе, если можно так выразиться, сформировано?
–Да, безусловно. Начатая работа продолжается, когда Президент поставил такую задачу в 2000 году, был большой массив незаконных нормативных актов, начиная от основных законов – региональных Конституций и Уставов регионов. Тогда были выявлены конкретные нарушения, которые благодаря судебным решениям были приведены в соответствие с Конституцией, и сегодня мы можем констатировать, что основополагающие документы, которые влияют на законотворчество, приведены в соответствие.
Если по РФ порядка 400 тыс. нормативных актов находятся в федеральном регистре, из них в ПФО это 67 тыс., в Нижегородской области 7 тыс. 300. из них, действующими признаны 3 тыс. 800 актов. Наша первоочередная задача в этом направлении – защита прав граждан. Надо сказать, что среди всего массива нормативных актов, которые были приняты, выявляется около 4% нарушений. Может быть на первый взгляд, этот показатель кажется небольшим, и это связано, что мы ведем активную работу еще когда законопроекты только рассматриваются в региональных парламентах. Мы даем свои заключения даже на проекты, что и сказывается в конечном итоге на общем состоянии дел. Хотя, и 4% нарушений показатель велик, в России в среднем выявляется около 1%, скажем так, незаконных правовых актов.
– Можно ли выделить самые активные регионы в ПФО, где принимается большое число нормативно-правовых актов?
– Особенной нормотворческой активностью в округе отличается Татарстан, Башкортостан, Саратовская область, Пермский край и Нижегородская область. Вот пять субъектов, которые наиболее активно действуют в нормотворческом плане. Эти регионы пытаются очень активно реализовывать свои полномочия, очень активно пытаются реализовывать те федеральные законы, которые предусматривают перераспределение полномочий между федеральным центром и регионом, или муниципалитетом.
– Есть ли где умышленные нарушения, или какие-либо несоответствия получаются из-за того, что недоглядели?
– Я бы не стал говорить об умышленном внесении или принятии каких-то нормативных актов. Скорее это некое двоякое толкование полномочий, которые предоставляет федерация регионам.
– То есть понятие "закон, что дышло…" работать перестает?
–Думаю, что да. Во всяком случае, мы к этому стремимся.
– Еще одна из сфер вашей деятельности – контроль над общественными организациями и объединениями. В Нижегородской области, сколько таких организаций зарегистрировано?
– Порядка 5 тыс. таких организаций, но год назад их было на 200 больше. И это одна десятая всех некоммерческих организаций округа. По данному количественному показателю мы уверенно входим в пятерку регионов округа с наибольшим числом зарегистрированных НКО. Лидером является Самарская область, где таковых насчитывается 5 тыс. 787 (13%); Республика Татарстан – 5 тыс. 698 (13%); Пермский край – 4 тыс. 990 (11%); Нижегородская область – 4 тыс. 945 (11%) и Республика Башкортостан – 4 тыс. 314 (10%).
Нами проводится кропотливая работа по их контролю. Эти общественные объединения должны приносить пользу гражданам, обществу. Могу еще один пример привести - если год назад в Нижегородской области было зарегистрировано 14 региональных отделений политических партий, то в 2009 году только восемь. Мы регистрируем и религиозные объединения, и общественные объединения. Например, профсоюз Межконтинентальной хоккейной лиги выбрал местом своей регистрации Нижний Новгород. Недавно профсоюз народных целителей был зарегистрирован. По Конституции у нас граждане могут объединяться для защиты своих интересов, и при соблюдении необходимых требований управление обязано их зарегистрировать. Опять же, в качестве примера – Союз выставок и ярмарок дважды подавал нам документы на регистрацию своего объединения, но их документы были оформлены не правильно, как и представленные учредительные документы, и в обоих случаях мы были вынуждены отказать в регистрации. Ну и, безусловно, мы ведем контроль за деятельностью общественных организаций. Контроль – это проведение проверок, предупреждение о нарушениях законодательства, предъявление исков в суд для ликвидации таких организаций. В прошлом году мы направили в суд иск и ликвидации 300 общественных объединений, потому, что они не осуществляли свою деятельность. Работа по контролю ведется большая – контроль ежегодной отчетности объединений, проверка сведений об имуществе, о расходовании средств денежных средств, в т.ч. поступивших и из-за рубежа. Если эти условия не соблюдаются – это повод для проверки. Если будет доказано не соблюдение требований, то мы можем инициировать в суде ликвидацию организации.
Кроме того, учитывая то, что Нижний Новгород является столицей Приволжского федерального округа – одного из самых многоконфессиональных и многонациональных регионов России, особое внимание уделяется вопросам профилактики и пресечения экстремистских проявлений со стороны некоммерческих организаций.
–А жалобы от граждан поступают?
–Такие случаи единичны. Если граждане объединились, то зачем им жаловаться на организацию? Мы больше пользуемся информацией правоохранительных органов, различных надзорных, контрольных органов, налоговой инспекции, ФСБ, сами проводим проверки. Если речь идет о проверке региональных отделениях политических партий, то мы тесно работаем с областной избирательной комиссией.
–Вы говорили о проверке политических партий. Среди тех, кого проверили, нарушения какие-нибудь выявлены?
–На сегодняшний день нами проверены три региональных отделения политический партий, это "Единая Россия", ЛДПР и КПРФ. У первых двух нарушений в их деятельности не выявлено. У КПРФ выявлены нарушения, как в уставной деятельности, так и при проведении массовых мероприятий, о чем мы вынесли соответствующий акт реагирования. НРО предупреждено о недопустимости нарушения законодательства. У нас в планах провести проверку "Патриотов России", "Справедливой России", "Яблоко".
– Партии реагируют на представления?
– Конечно, реагируют. Поскольку не устранение выявленных нами нарушений влечет за собой применение к ним более серьезных санкций. Мы намерены в ближайшее время созвать представителей всех зарегистрированных региональных отделений политических партий и провести с ними совещание, направленное на разъяснение действующего законодательства, оптимизацию наших отношений, основанных на выполнении требований закона.
– К вашим функциям относится контроль за работой адвокатов и нотариусов. Здесь какие-то нарушения выявляются?
– Да. Наша деятельность в этом направлении направлена на обеспечение прав и свобод граждан. В соответствии с административным регламентом мы принимаем решение о присвоении статуса адвоката и выдаем удостоверение. Адвокат, которому мы выдаем удостоверение, должен отвечать всем требованиям, которые предъявляются к нему. В 2008 году Управлением были внесены в реестр адвокатов сведения о 195 адвокатах.
Что касается нотариата, то у нас в Нижегородской области действуют 164 нотариуса, которые от имени Российской Федерации совершают нотариальные действия. Мы проводим как плановые проверки, так и вне плановые по соблюдению требований законодательства, в ходе которых выявили нарушение прав граждан при совершении нотариальных действий. Это и большие очереди, и не соблюдение требований в отношении тех документов, которые хранятся у нотариусов. Иногда нотариус отсутствует на своем рабочем месте без объяснения причин. Мы проводим работу по обновлению нотариального сообщества, недавно были проведены экзамены на должность стажера нотариуса и помощника нотариуса.
– А 164 нотариуса на 3,5 млн. жителей Нижегородской области, этого числа хватает?
– В принципе хватает. Но не забывайте, что количество нотариусов регламентировано Минюстом, в зависимости от численности проживающих на территории граждан. Ежегодно мы с федеральными органами статистики и во взаимодействии с Нотариальной палатой проводим соответствующую работу.
–Почему услуги нотариусов стоят по-разному?
– Налоговым кодексом Российской Федерации, а также Основами законодательства Российской Федерации о нотариате установлены ставки государственной пошлины и нотариального тарифа за совершение нотариальных действий. Вместе с тем, за составление проектов сделок, доверенностей, заявлений, завещаний и других документов, за выполнение технической работы по изготовлению документов законодательством не предусмотрено уплаты ни государственной пошлины, ни нотариального тарифа. За выполнение перечисленных действий, как за оказание услуг правового и технического характера, может взиматься плата, размер которой устанавливается нотариусами с учетом себестоимости затрат на составление данных документов. Максимальный размер платы установлен Нижегородской нотариальной палатой.
Таким образом, размер нотариального тарифа за совершение нотариального действия должен строго соответствовать размеру государственной пошлины, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации, или нотариального тарифа, установленного Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. Установленные нотариусами размеры платы за оказание услуг правового и технического характера могут не совпадать.
– В России активизировалась работа по борьбе коррупцией. Какую работу вы проводите по выявлению коррупционных факторов в законодательстве Нижегородской области? И есть ли таковые факты?
– Такие факты есть. Мы уделяем большое внимание этому вопросу. Мы проводим экспертизы законопроектов. Только в апреле 2009 года нами выявлено три факта в нормативных актах, которые были изданы на территории Нижегородской области, которые указывают на наличие коррупционогенных факторов. В первую очередь это некие административные факторы, это условия проведения конкурсов, комиссий, когда у чиновника появляется возможность отказать и потребовать дополнительные документы, которые не оговорены в правилах. Надо сказать, что органы исполнительной власти учитывают наши заключения, и как правило, проект закона или нормативный акт приводится в соответствии с нашими рекомендациями. Управление Минюста принимает участие в работе антикоррупционной комиссии при губернаторе Нижегородской области. Очередное заседание будет посвящено проведение антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и мы направим свои предложения.
– А есть какой-то анализ, нарушения они из-за чего происходят? Сами чиновники лазейки в законе делают, чтобы на лапу взять?
– Это компетенция правоохранительных органов. Умысел устанавливают они и судебные органы. Мы констатируем наличие коррупциогенных факторов, дающих возможность чиновникам принимать выгодные для себя решения. Не важно, кто внес законопроект.
– С вашей точки зрения, с коррупцией в России на законодательном уровне можно бороться, или она неискоренима?
– Скажем так, нужно бороться. И делать это необходимо постоянно, системно, а не превращать в разовую кампанию. Эта борьба должна пронизывать все стадии нормотворческого процесса, исполнения закона, правоприменительную практику. Только тогда, когда заслон будет поставлен на всех уровнях, мы можем говорить о том, что мы пытаемся минимизировать коррупцию. На сегодняшнем этапе говорить можно об этом, а не о полном искоренении коррупции. Работа в этом направлении, взаимодействие друг с другом должно быть системным.
– В районах области вы проводите Дни юстиции. В чем их смысл?
– Наша задача, в том числе, оказывать методическую и практическую помощь органам власти, органам местного самоуправления, гражданам. Не секрет, что в сельских поселениях зачастую нет достаточно подготовленных профессиональные юристов, которые могут адекватно и оперативно реагировать на часто изменяющийся ФЗ-131. Часто Уставы муниципалитетов не соответствуют Федеральному законодательству, что не позволяет им реализовывать полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.
Управлением проводится анализ уставов на предмет периодичности и качества внесенных в них изменений. Районам, в которых органами местного самоуправления длительно не вносились изменения, оказывается соответствующая помощь: раздаются информационные письма, разрабатываются модельные изменения в уставы, рассматриваются проекты изменений, даются консультации. Кроме того, данные совещания охватывают не только вопросы приведения в соответствие уставов муниципальных образований, но и деятельность некоммерческих организаций, нотариата, ЗАГС, судебных приставов.
В этом году Управление провело Дни юстиции в Варнавинском и Чкаловском районах. Планируется проведение такого дня в Лысковском районе.
Также мы проводим здесь и прием граждан. Не только по вопросам нашей деятельности. Пытаемся помочь им реализовать свои права. Если это не относится к нашей компетенции, мы перенаправляем их обращения в профильные ведомства
– А с чем граждане в основном обращаются?
–Как всегда это вопросы социального плана – пенсии, пособия, исполнение судебных решений, вопросы ЖКХ – текущие трубы, газ, то, с чем люди сталкиваются в своей жизни повсеместно. Жалуются на работу органов местного самоуправления.
Проведение таких Дней юстиции в районах станет регулярным.
–Какова роль Управления Минюста России по Нижегородской области в масштабах Приволжского федерального округа?
– Управление Минюста России по Нижегородской области занимает особое место среди аналогичных структур округа. В соответствии с приказом Министерства юстиции РФ с февраля 2009 года Управлению поручена работа по анализу и координации деятельности территориальных органов подведомственных федеральных служб, дислоцирующихся в Приволжском федеральном округе.
– О каких структурах и службах Приволжского федерального округа здесь идёт речь?
– Это, в первую очередь, подведомственные Минюсту Федеральная служба судебных приставов и Федеральная служба исполнения наказаний. В целях координации и повышения эффективности деятельности подразделений этих служб, в частности, организовано получение из субъектов Приволжского федерального округа, обработка, обобщение и анализ информации об их деятельности. На основе чего вырабатываются предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, форм и методов их работы. Организуется необходимое рабочее взаимодействие между различными территориальными органами названных служб. Рассматриваются обращения организаций и граждан по фактам неправомерных действия либо бездействий их сотрудников. Итоговая информация направляется в Министерство юстиции Российской Федерации, аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, территориальные органы подведомственных федеральных служб. Данная работа поручена специально созданному для этих целей в Управлении отделу.
– А какие требующие своего решения проблемы в деятельности подведомственных Минюсту федеральных служб имеются?
– Конечно же, говоря о положительных тенденциях в работе данных служб, следует констатировать и наличие определённых проблем.
Так положительным итогом работы территориальных органов Федеральной службы судебных приставов Приволжского федерального округа за прошлый год является рост числа фактически исполненных производств более чем на 500 тыс. и сокращение количества завершенных производств с актом о невозможности исполнения на 275 тыс. По сравнению с 2007 годом взыскателям перечислено средств больше на 3 млрд. руб. Плановые задания по исполнительскому сбору и штрафам специально уполномоченных органов выполнены по округу на 101,3% (926 млн. руб.) и 137,6% (1 млрд. 245 млн. руб.) соответственно. Однако при этом на 5,4% сократилось общее количество оконченных производств. Возросло количество оконченных производств с нарушением срока. Что касается состояния дел в подразделениях службы исполнения наказаний Приволжского федерального округа, то здесь ситуация характеризуются следующим. По состоянию на 1 января 2009 года в 262 учреждениях исправительной системы содержалось 229 тыс. 121 человек или 26% от общего количества отбывающих наказание в виде лишения свободы в России. В 2008 году в местах лишения свободы расширилась учебная база для получения общего и профессионального образования. Возросла заработная плата осужденных с 1тыс 985 до 2тыс. 470 рублей. Камерная норма жилой площади на одного заключенного в следственных изоляторах округа увеличилась до 4,5 кв.м, что на 0,1 кв.м выше среднего показателя по России и соответствует требованиям законодательства. Вместе с тем по международным стандартам санитарная норма площади на одного следственно-арестованного должна составлять 7 кв.м. С сожалением следует констатировать рост числа умерших в местах лишения свободы в 2008 году по сравнению с 2007 годом – с 1 тыс. 80 до 1 тыс. 199 человек. Таким образом, целенаправленная планомерная работа по анализу состояния законности и соблюдения прав человека в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения, мониторингу законодательства, своевременному адекватному реагированию на те или изменения ситуации в данной области, безусловно, необходимы.
У НИА "Нижний Новгород" есть Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе главных событий, эксклюзивных материалов и оперативной информации.
Copyright © 1999—2025 НИА "Нижний Новгород".
При перепечатке гиперссылка на НИА "Нижний Новгород" обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+