Популярные интервью за год
Новости

Николай Лешков: "Одному можно все, а другому – ничего"

29 июня 2009 13:30
Николай Лешков: Одному можно все, а другому – ничего

Биография
Лешков Николай Иванович
родился 31 августа 1962 года в многодетной семье шестым из восьми детей. До пятнадцати лет занимается единоборствами, мастер спорта по рукопашному бою. В рядах вооруженных сил проходил службу в спецназе. Закончил с отличием ННГУ им. Н.И. Лобачевского. После армии занимался тренерской работой, преподаванием в общеобразовательной школе, учитель высшей категории. Воспитал призеров разного уровня, вплоть до мировых победителей в различных видах единоборств. В 1993 году создал и возглавил общественную организацию "Патриот родного края", которая занималась профилактикой подростковой преступности, наркомании, токсикомании, воспитанием патриотизма и межнациональной дружбы. Был членом партии "Родина", заместителем председателя совета НРО "Справедливая Россия". Сегодня возглавляет Нижегородское региональное социал-патриотическое движение "Родина - Великая Русь", является директором Нижегородского индустриально – коммерческого техникума. Женат, воспитывает сына.

-Этот человек называет себя патриотом, другие видят в нем националиста. Одно бесспорно – родился он в многодетной семье шестым из восьми детей и всего в этой жизни добился исключительно сам. У нас в гостях директор нижегородского индустриально-коммерческого техникума Николай Лешков.

Николай Иванович, здравствуйте. Изучая вашу биографию, можно сказать, что вы безусловный лидер. Успехи в спорте, воспитании, общественной деятельности. Скажите, а лидерский галстук – какой он для вас?

-Я больше люблю, наверное, красный. Яркий, видно издалека. Как желтая или красная майка лидера. Когда я его надеваю, в техникуме люди удивляются, улыбаются, бывает, когда что-то такое хочешь экстраординарное сделать.

-Партийную, политическую жизнь очень часто сравнивают с борьбой, с поединком. А какой поединок был для вас наиболее сложным в жизни?

-Если вы имеете в виду политическую стезю, то это время, когда я общался с людьми, с которыми, по большому счету, и цели, и задачи были одинаковы, но видели мы их по-разному.

-Давайте конкретно.

-Встречал я людей, которые говорят: "Россия для русских". Во-первых, здесь нужно понимать, что мы подразумеваем под словом "русский", и исходить из этого. Потому что для меня, как для юриста, "русский" – человек, имеющий гражданство России и проживающий на ее территории. Поэтому для меня это понятие намного шире и люди, которые не имеют гражданства и проживают за пределами России – они не русские, но они любят нашу страну, чтят ее историю, и для меня они русские.

-Какое отношение это имеет к поединку?

-Вы знаете, это такой словесный поединок. Ведь задача политика – не столько победить словесно, сколько убедить и поставить на свою сторону. То есть создать себе союзника.

-Вам часто удавалось?

-Почти всегда.

-А были ли очевидные провалы?

-Знаете, провалами их назвать сложно. Было так, что с людьми, которые прячутся за красивые, хорошие воззвания, а их дела и воззвания несопоставимы, приходилось расходиться.

-Рубрика "Без купюр", короткие вопросы – короткие ответы. Какая у вас самая любимая детская книжка?

-У меня две книжки были в детстве любимые – "Три поросенка" и "Остров сокровищ".

-"Остров сокровищ" – понятно, приключенческая книга, всегда тянет к приключениям, а почему "Три поросенка"?

-Нет, у нас была большая семья, а все равно как-то удавалось находить свою индивидуальность. "Три поросенка" объясняют, что если мы что-то делаем – то почему мы это делаем. Домом для поросенка должна быть крепость, потому что есть враг.

-Для вас кулаки являются главным аргументом? Или последним?

-Знаете, наверное, человеку, который занимается единоборствами, это дает какую-то уверенность в себе – то, что ты можешь защитить. А на первый план ставить кулаки неправильно. Думаю, на первом плане все-таки должен быть разум.

-В настоящий момент вы больше не политик, а хозяйственник и преподаватель. Вы не скучаете по политике?

-Я занимаюсь общественной деятельностью, создал патриотическое движение "Родина – Великая Русь", которое возглавляет по России Михаил Леонтьев, а я - в Нижнем Новгороде. Образовательный процесс – это тоже, своего рода, политика, потому что от него не уйти. И я, честно сказать, очень рад, что влился в свою стезю. Я создал секцию рукопашного боя. Потому что я считаю, что если ты чему-то учишь, то должен уметь это, прежде всего, сам. Если ты учишь здоровому образу жизни, ты должен сам соблюдать его.

-Вы упомянули Михаила Леонтьева. Что за проект вы реализуете?

-С Михаилом Леонтьевым мы знакомы давно. У нас по проекту именно патриотическое движение. Это большое назначение – объяснять разницу между патриотизмом и экстремизмом, потому что патриотизм – путь к созиданию, это любовь, а экстремизм – это путь в никуда, это ненависть и злость. Мы сейчас объединяем вокруг себя тех патриотически настроенных людей, которые входили в политическую партию "Родина" и потом по тем или иным причинам никуда не вошли. А у них большой потенциал, большой авторитет, большое умение работать. И мы объединяемся.

-В свое время председатель Совета Федерации назвал вас "мелким пакостником". Чем так насолили?

-Это как раз был 2007 год. Я вышел из политической партии "Справедливая Россия" и призвал своих сторонников поддержать Владимира Путина на выборах.

-В чем же здесь пакостничество – поддержать Путина? Я не понял…

-Я тоже, честно сказать, не совсем понял. Я уверен, что это, прежде всего, убеждения. Мы не говорили: "Голосуй за меня, потому что я уважаю вон того". Мы говорили: "Давайте голосовать за него". Если его все уважают, давайте за него голосовать. Смысл-то какой в посредниках? Мы живем так плохо, потому что у нас везде посредники.

-С чем слово "патриот" ассоциируется у вас, прежде всего?

-С моими мамой и папой, с Суворовым, с Мининым и Пожарским – людьми, которые достойны подражания.

-Мы с вами не так давно встречались, и я знаю, что вы достаточно скептически относитесь к умным женщинам.

-Знаете, я тогда чуть-чуть по-другому сказал. Не скептически, а что умные женщины, наверное, есть, просто они не могут быть умнее мужчин.

-"Бывает, что встречаешь очень умных женщин. Не скажу, что они умнее мужчин. Но достойны". А в чем все-таки женщины превосходят мужчин?

-Я, как каждый смертный, когда к врачам прихожу, конечно, предпочитаю, когда врач - женщина. Все мы боимся зубы лечить, все мы боимся, когда болеем, особенно мужчины - уколов. Перед мужчиной можно сказать: "Слушай, я боюсь", а перед женщиной это неудобно.

-В Шанхае сейчас очень модно для снятия стресса проводить ночь на крыше небоскреба или отдыхать на кладбище. Как вы относитесь к модным веяниям?

-Я бы, честно сказать, это посоветовал китайцам на кладбища не торопиться, это раз. А, во-вторых, я вообще против моды, если она не осмыслена, а просто дурная. Дурной пример заразителен – это очень страшно, мы видим то, что дети гибнут и так далее.

-Несмотря на заверения чиновников о том, что уровень подростковой преступности падает, мы видим, что проблема подростковой преступности является актуальной. В прошлом году в регионе с участием подростков было зарегистрировано более двух с половиной тысяч преступлений. Одна из мер, предложенных для решения этой проблемы – введение комендантского часа. Сейчас эта тема активно дебатируется. Скажите, не кажется ли вам, что данный способ достаточно простой, когда государство, по сути, расписывается в том, что не создает условия для воспитания достойных подростков?

-Здесь несколько вещей. Первое: конечно, комендантский час будет ущемлять демократичность…

-То есть, вы против комендантского часа?

-Да. Но я и за то, что дети ночью должны спать.

-Как это обеспечить? Не введением комендантского часа?

-Вы знаете, у меня четырехлетний сын. Если я с ним не набегаюсь с мячом, в догонялочки и так далее, то он долго засыпает. Я или жена ему перечитывают все книги, а он все равно засыпает очень поздно, но если я с ним вечером побегал, попрыгал, то он засыпает очень хорошо в девять часов, максимум в десятом часу. Думаю, что и здесь тоже государство должно создать такие условия, чтобы ребята свою энергию выплескивали до того момента, когда им надо спать. Это те же самые спортивные секции, те же самые кружки какие-то по интересам, которые завлекают.

-К сожалению, не каждый отец готов заниматься со своим ребенком. Это страшно звучит, но, к сожалению, это так. Многие работают с утра до ночи, кто-то в командировках. Как может государство обеспечить условия для того, чтобы родители больше внимания обращали на детей?

-Здесь может быть даже не то, что дети, здесь нужна совокупность мер. Государство не должно только перекладывать ответственность на плечи родителей, также как и родители не должны перекладывать ее на плечи государства и образовательных учреждений.

-Вот вы сами с ребенком занимаетесь. Почему?

-Во-первых, я его очень сильно люблю. Он вылитый мой папа – Иван Данилович, которого я очень любил, уважал всю жизнь. Мне интересно с ним.

-А с вами родители занимались?

-К сожалению, нет. Я сам рано ушел в спортзал, и я очень благодарен Константину Николаевичу – моему первому тренеру. Он увидел в уличном шпаненке человека, из которого можно что-то сделать. Тренер имеет очень большое значение. В техникуме, где я работаю, я начал с того, что мы создали кружок "Приемы личной обороны", создали ансамбль патриотической песни. Первое, с чего мы начали совместную работу с ребятами – увековечили память трех парнишек, которые погибли в Афганистане, в Чечне на боевом посту. Государство должно делать не только для детей или для подростков, а совместно с подростками. Потому что часто то, что мы делаем сами, думая, что это для них лучше, не всегда так. Потому что нужно посмотреть их интересы.

-Действительно ли это нужно…

-Точно. И помочь их правильно направить.

-Кстати, в Нижегородской области ввели ограничения на продажу алкогольных напитков в ночное время. Вообще, насколько это целесообразно, на ваш взгляд? Насколько это позволяет решить проблему, в том числе, подростковой преступности?

-Я вообще не пью. По мне, если бы алкоголь убрали, может быть, лучше было бы. Это давно надо было убирать. Но мы помним, как у нас картофель прививали. После того, как его запретили, и когда поставили вооруженную охрану, тогда все начали картошку воровать и кушать. Может быть, такие жесткие меры будут перебором. Я думаю, что здесь в совокупности должно быть то, что сделано, правильным. Второй момент: пропаганда здорового образа жизни не просто на словах, а личным примером.

-Очевидно, что любые хорошие проекты, как правило, делаются несколькими организациями. Только вместе можно, действительно, сделать масштабные проекты и вместе решать какие-то социальные задачи. Знаю, например, что администрация города организует лагерь для трудных подростков "Хочу стать десантником". Не лишняя ли это трата денег городского бюджета, чтобы привлекать ребят и, по сути, приучать к суровым армейским будням. Как вы считаете?

-Прежде всего, я хочу сказать "спасибо" тем людям, которые это делают – это очень правильно. А во-вторых, мы часто говорим: "Он не хочет идти в армию". Да потому, что он не знает что это такое. Может быть, именно месяц в таком лагере "Хочу стать десантником" ему покажет, что бояться-то не надо, надо быть просто готовым. Два года назад я ездил в этот лагерь. Я хочу сказать, во-первых, там инструкторы – чудо, молодцы, воевавшие, служившие…

-Которые знают все не по книжкам.

-Так точно. Которые на личном примере показывали. И я видел глаза этих так называемых "асоциальных" ребятишек, трудных подростков. Это небо и земля: то, какие они здесь и в этом лагере.

-Рубрика "На острие", самые острые вопросы нижегородцев. Дмитрий Карманов, Нижний Новгород: "В городе сейчас очень много гастарбайтеров. Почему власти не перекроют границы и не дадут своим людям честно заработать?"

-Дело в том, что сегодня, в экономически непростое время, когда эта огромная армия остается без работы там и приезжает сюда на заработки – это одно. Но когда они, приехав сюда на заработки, остаются не у дел здесь – это очень страшно. То, что в азиатских и кавказских республиках не делают с женщинами, здесь у нас начинают делать. Это насилие, грабежи, потому что они приехали сюда непосредственно заработать деньги, и когда им не дают возможности работать, они просто выходят на улицу. Поэтому я думаю, что одним из эффективных способов работы по профилактике было бы, чтобы те люди, которые выписывают гастарбайтеров, несли ответственность вместе с ними. То есть, он их привез, и если они не востребованы, он их должен увести.

-А разве сейчас не так происходит? Разве не квоты заказывают? Или вы считаете, что это больше на бумаге, нежели реальная ответственность?

-Я думаю, что да. Я здесь буквально несколько месяцев назад видел команду гастарбайтеров. Вы знаете, меня удивило, как человека, который служил в армии – они шли строем. И когда гастарбайтеры из Китая пользуются нашей водой, нашим электричеством, и уже местное коренное население на них работают. Я считаю, что это оккупация, захват ресурсов.

Недавно я проходил с женой и сыном мимо рынка, и люди в длинных юбках гадали, но это не гадание. Они отнимали у студентки деньги, выхватывали деньги из рук. На уголовном языке это - грабеж, открытое хищение чужого имущества. Я смотрю, что идут два дяденьки, куда-то смотрят и улыбаются. Понимаете, нашим людям уже весело. Я подошел и помог девушке вернуть то, что у нее отняли. Этим должно занимать не только общество. Это должна жестко пресекать милиция.

- Елена Астафьева, Автозавод "Сейчас говорят о развитии технического образования. Есть ли будущее у ПТУ, если только единицы обладают связями с промышленными производствами?"

- Я думаю, что за средним образованием будущее, потому что сейчас очень много социально экономически незащищенных семей. После ПТУ люди начинают раньше работать. Возможно, они как раз и войдут в тот мир, где высшее образование все-то и не нужно.

- Тем не менее, где гарантия, что ты можешь получить качественное технические образование, если нет связей с крупными промышленными предприятиями? Как правильно выбрать направление, ситуация не простая – не все отрасли развиваются после кризисного периода?

- Полностью с вами согласен. Сейчас идут сокращения, факт в том, что мы все равно выйдем из этого экономического хаоса. И кто тогда придет работать на заводы? Та гвардия, которая получила высшее образование еще при Советском союзе, уже стареет.

- Может дешевле вложить средства в переобучение, перепрофилирование, нежели заставлять коммерческие предприятия продолжать работать неэффективно с занятыми тысячами людей, хотя для реализации процесса достаточно и двух сотен?

- Государство должно создавать рабочие места не только для того, чтобы иметь сверх прибыли. Прибыль необходима, но не в погоне за деньгами, а в погоне за инновациями. Чтобы люди могли расти, как профессионалы и создавать базу для государства.

- Вопрос от читателей газеты "Аргументы и факты. Нижний Новгород". Светлана, Нижний Новгород "Вам не кажется, что патриотические объединения скоро станут националистическими и начнутся погромы?"

- Надо посмотреть, что, прежде всего, преследуют общественные организации. Не вижу ничего плохого, если люди действуют в интересах общества, города, и не важно, как они себя называют. В тоже время, если человек создал общественную организацию, ради того, чтобы его боялись, это не общественная организация, а преступное сообщество.

- Вы как-то сказали, что против своры собак не устоит даже медведь. Надо подстраиваться под ситуацию?

- Правильней всего было бы, если бы в нашей стране главенствовал закон. Парадокс – раньше никто не верил в бога, на убийство было табу, сейчас все ходят в церковь и смертями заполонили все. Человека не должен пугать срок наказания, его должна пугать и останавливать неизбежность наказания. А у нас получается, что одному можно все, а другому – ничего. Недавно в Москве люди отмечали победу нашей сборной, ездили на машинах и стреляли из огнестрельного оружия. Их пожурили и отпустили.

- Так нужно ли подстраиваться под ситуацию?

- Десять лет назад предлагали, чтобы улицы патрулировали спортсмены, дружинники вместе с милицией.

- Сейчас организовали молодежную дружину.

- И слава богу. Но надо было это сделать еще 10 лет назад. Потому что легче предотвратить, чем лечить.

- Каков ваш жизненный девиз, ваша формула успеха?

- Формула успеха – цель плюс труд. Сначала мы должны понимать, чего хотим, а потом прикладывать усилия: физические и умственные.

Авторская программа Романа Скуднякова "Без галстука" выходит в эфире телекомпании "Волга" по пятницам в 18.30, повтор программы по субботам в 12.35. Все самое интересное из программы "Без галстука" - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Добрые песни" (96,4 FM) – по субботам в 19.05 и на радио "Шансон" по субботам в 15.05 (106,9 FM). Глянцевая версия программы в журналах "Красивые Люди" и "National Business". Полная версия – на сайте Независимого информационного агентства "Нижний Новгород". Вопросы для героев передачи можно присылать в колл-центр "AVK" по тел. (831) 275-85-28 с понедельника по пятницу с 08:00 до 17:00.

У НИА "Нижний Новгород" есть Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе главных событий, эксклюзивных материалов и оперативной информации.

Поделиться: