Последние интервью
Последние новости рубрики Политика
Политика

Архив НТА. Copyright © 1999-2006 НТА

Валерий Шанцев: "2006 год должен стать для Нижегородской области открытием"

30 декабря 2005 21:18  [3503] Политика
Шанцев Валерий

Шанцев Валерий

Губернатор Нижегородской области в интервью нижегородским телеканалам "Вести-Приволжье", "Волга", ГТРК "Кремль", ННТВ, "Сети-НН" подвел для себя итоги 2005 года и наметил планы на будущее. Нижегородское телеграфное агентство приводит полный текст интервью губернатора Нижегородской области.

– Валерий Павлинович, в конце года по сложившейся традиции подводят итоги. Для Вас – это тоже определенный рубеж: пять месяцев работы на посту губернатора Нижегородской области. Что удалось сделать Вам и правительству за этот период?

– Действительно, 8 января исполняется пять месяцев с начала моей работы в должности губернатора Нижегородской области. Конечно, главное было определиться с выполнением бюджетных показателей, сформировать бюджет на следующий год. Сформирована команда специалистов, которые могли бы мне помочь решить эти проблемы, в основе своей – из нижегородцев, которые хорошо себя зарекомендовали в различных отраслях. На момент середины августа, когда я пришел работать в область, здесь не выполнялся бюджет по доходам: разрыв был где-то около 1,7 млрд. рублей. Это очень большая цифра по местным масштабам. Сегодня я могу твердо сказать, что мы доходную часть бюджета выполнили и получим где-то 200-300 млн. рублей плюсом. Это деньги, которые заработала сформированная мною команда. Мы даже сумели зарплату бюджетникам увеличить не на 11%, как во всей России, а на 20%, сделав это последовательно. На это мы выделили около 100 млн. рублей. Одновременно с этим мы думали и над бюджетом 2006 года. Бюджет утвержден в установленные законом сроки, хотя мы начали его формировать не с апреля, как все другие регионы, а только с середины августа. Мы утвердили бюджет бездефицитным, то есть у нас не будет роста долгов в следующем году.

В этом году мы приняли бюджет с уже запланированным дефицитом 2 млрд. рублей, но заняли меньше – порядка 1,5 млрд. рублей. То есть на полмиллиарда сумели сократить наши расходы. Это дает нам возможность в следующем году уже рассчитывать на переход к профицитному бюджету, с тем, чтобы, по возможности, гасить долги. Кстати, многие говорят: долги, долги - а они у нас около 8 млрд. рублей и сегодня даже невыгодно их гасить, потому что деньги дешевеют, лучше замещать их новыми финансовыми продуктами. Мы сейчас перешли на облигационные займы с коммерческих кредитов, это гораздо выгоднее. Уже почти 50% возместили. Поэтому, когда задают такие вопросы, я отвечаю: это не страшно. Мы запланировали хорошие темпы роста: по доходам – 29%, что существенно выше, чем процент инфляции. И когда меня спрашивают, почему бюджет бездефицитный - да потому что рост большой запланирован и думаю, что еще и больше сделаем, если все будем правильно делать.

Кроме этого, мы сейчас работаем над стратегией развития области до 2020 года с разбивкой на пятилетия и годовые планы. В марте 2006 года у нас появится такая программа развития области, которую не стыдно будет представить не только всей России, но и всему миру, так как нас ждет вход в ВТО.

– Вы сформировали правительство области в основном из нижегородцев, т.е. работу Вам пришлось начинать практически с незнакомыми людьми. Спустя пять месяцев, как оцениваете работу своей команды? И стоит ли ожидать кадровых перестановок в следующем году?

Пока я не вижу никаких причин для того, чтобы вносить какие-то кадровые изменения. Работа только начинается. Некоторые министерства уже полностью влились в работу. Некоторые еще находятся в стадии ожидания, потому что у нас не было нормативной базы для того, чтобы, например, в полную силу развернулось министерство инвестиционной политики или министерство топливно-энергетического комплекса, либо градостроительный блок (мы сейчас там еще не имеем достаточного количества полномочий). Поэтому здесь еще придется понаблюдать какое-то время. А так, я скажу, что быстро сформировано уже и низовое звено управленческого аппарата. Сейчас уже работает система, выполняются регламенты, регулярно проводятся заседания правительства, заслушиваются злободневные важные вопросы, принимаются программы, и пресса регулярно и оперативно получает по всем этим темам необходимую информацию.

Некоторые обижаются, что заседания правительства проходят в закрытом режиме. Но ведь, когда работаешь под прицелом телекамер, то хочется говорить о приятном, иногда можно слукавить, недоговорить, недокритиковать. А нам сейчас нужно говорить друг другу жесткие и порой нелицеприятные вещи: что не сделали сегодня, что должны сделать. Это может вызвать какие-то ненужные толки, разговоры. Я знаю по своей практике, что если кого-то покритикуешь, то все начинают думать, что завтра его уже снимут. Это совершенно не так. Поэтому я пока доволен работой и не вижу необходимости что-то менять.

– Совершенно очевидно, что одним из главных, принятых при вас областных законов, является закон "О регулировании земельных отношений". Какое значение Вы придаете этому закону, как он будет работать и, прежде всего, что это даст нижегородцам?

– Этот закон был инициирован мною. Я глубоко убежден, что земельный ресурс – это главный ресурс не только в Нижегородской области, но и во всей России. Он должен использоваться очень бережно и эффективно. Я убежден, что из каждого муниципалитета просто невозможно развивать область и формировать новый облик производительных сил, а, следовательно, и планировать налогооблагаемую базу. Во-первых, уровень квалификации людей там ниже, чем в областном правительстве и на уровне области. Во-вторых, они просто многих вещей не знают: не знают перспектив развития энергетики, маркетинга мирового и российского рынка. Да это и не их дело: у них и средств-то на это нет. Они не имеют полномочий согласования многих вопросов, потому что есть областные и федеральные организации. Любой земельный вопрос с масштаба всей области можно согласовать более эффективно, правильно и быстро. Наша область должны быть привлекательной для инвесторов. Привлекательность можно обеспечить двумя вещами. Первое – это анализ того, что досталось нам "в наследство", а нам досталась очень богатая земля. Богата она, прежде всего, географическим положением, логистикой, развитием транспортной схемы.

Второе – сроки оформления всех разрешительных документов. Мы новым законом и нормативными актами, которые сейчас выпускает правительство для реализации этого закона, поставили себе задачу оформлять 5 разрешительных документов в течение трех месяцев. Если нам это удастся, то, я думаю, из-за таких условий к нам хлынет лавина инвесторов. И причем, мы хотим сделать так, чтобы инвесторы появлялись у нас один раз: они бы на инвестиционном совете доказывали правоту своего бизнес-плана и его важность для нашей области. После этого мы заключаем с ними договор и по доверенности оформляем все согласующие документы, представляем им по тарифам, которые утверждены государством и областью, счет, они оплачивают это в банке, получают пять документов и начинают работать. Беготня по кабинетам, на мой взгляд, только портит отношения между властью и инвесторами, вызывает недоверие, затягивание сроков, либо вообще уход, чего бы нам очень не хотелось. Нам нужно, чтобы любой инвестиционный проект любой капитализации от десятков тысяч до миллиардов рублей обязательно был реализован. Это позволит нам набрать тот необходимый темп, которого мы и хотим достичь.

– Последние лет десять Нижегородская область носит статус региона, который должен быть привлекательным для инвесторов. Можно ли подробнее рассказать о проектах? Удалось ли Вам добиться каких-то серьезных изменений?

– Сами понимаете: крайне сложно за четыре с небольшим месяца пригнать сюда кучу инвесторов, не имея еще многих полномочий. Хотя, я вам скажу, таких уже проектов у нас в очереди стоит порядка трех десятков. Прежде всего – это логистика. Не зря Нижегородскую область называют центральной частью России. Нижегородская ярмарка – исторический пример того, как складывались торговые отношения между Россией и ее, к примеру, партнерами в Европе. Это было центральное место торговли. Сейчас мы разрабатываем сеть логистических центров, имея в виду, что у нас есть международный аэропорт, хорошая сеть железных и автомобильных дорог, водная магистраль – часть европейской глубоководной системы. Это направление, на наш взгляд, даст не только толчок развитию торговли между регионами, но и возможность для наших предприятий существенно сэкономить на складских помещениях, не строить свои склады, а арендовать.

Другое направление – это освоение всех природных ресурсов, которые есть в области. Это, к примеру, титано-циркониевые месторождения. Сейчас дефицит песка и песчано-гравильных смесей в строительной индустрии. У нас же есть порядка 5 неразработанных таких месторождений. Мы стараемся разрабатывать проекты, которые бы закрывали дефицитные места на рынке. Меня всегда огорчает такая картина: руководители приглашают на свое предприятие или на какие-то коллективные выставки и говорят: вот наша продукция, ее технические характеристики и дизайн - лучшие в мире, потребительские свойства хорошие, цена в два раза ниже. Я говорю: в чем проблема? Мне отвечают: помогите продать. Это же парадокс. Это значит, что они не сделали то, что обязаны были сделать. Они улучшили то, что у них было вчера, сидят и радуются. А беда в том, что нет таких потребительских свойств, нет такого уровня, чтобы это купили. Хорошая продукция даже без рекламы себя найдет. Если бы действительно было так, как они говорят, у них бы раскупили все это и заказали бы еще. Поэтому мы и создаем маркетинговый центр, чтобы каждый действующее предприятие могло прийти туда, и каждый бы составлял себе бизнес-план: куда он пойдет, какую сферу рынка закроет, на какого потребителя будет работать. Рыночная экономика работу в никуда не предусматривает. Это пустая трата сил.

Еще одно направление – это кадры. Мы сейчас работаем над тем, чтобы создать несколько таких институтов формирования новых молодых продвинутых на современном рынке кадров из числа тех, кто работает на предприятиях, чтобы можно было на них опереться, чтобы они современно, мощно руководили нашими предприятиями. Это касается науки, промышленности, сельскохозяйственного производства. Дефицит кадров – эту проблему наша команда определила однозначно. И, наверное, еще одно важное направление – это лесной комплекс. 53% территории области покрыто лесами: сосна, осина, береза - это очень хороший лес. К сожалению, глубокой переработки у нас еще нет. Мы сейчас занимаемся этим. С тем, чтобы удовлетворить строительный рынок, рынок топливно-энергетического комплекса. К примеру, наша концепция замены угля на брикеты – это чистая выгода для экономики области. Если будем делать еще и гранулы, то можно получить хороший экспортный рынок в Швеции и Финляндии. Торговля: к нам уже пришли крупнейшие торговые и мы сейчас выстраиваем их – "Перекресток", "Пятерочка", "Копейка", "Седьмой континент". Все те, кто в Москве уже себя полностью построил и закрыл объемы. Они уже приходят и сюда. Но работать уже будут с учетом местных условий. Допустим, тот же "Седьмой континент" будет строить магазины "Семь шагов" - это те, что работают на средний уровень доходов, "Копейка" - на самый низкий уровень доходов.

Мы хотим накрыть все секторы рынка, чтобы люди могли приобретать товары по ценам, которые им по карману и, в то же время, не в условиях дикого рынка. А то сейчас порой покупают в грязи, в снегу, без надлежащих условий, без проверок и сертификатов, а потом мучаются - что я купил и чем отравился, либо все это было испорченным? Так что задача - заменить эту дикую, неорганизованную торговлю организованной.

– Одни из самых серьезных ожиданий нижегородцев, которые они связывают с Вашим приходом, - это ожидания того, что произойдут изменения на рынке недвижимости, появится мощный приток инвестиций, заработает строительный комплекс и, в конечном итоге, это приведет к тому, что запредельные цены, которые сложились на этом рынке, пойдут вниз. Вы правы в том, что за полгода такой масштабной задачи, конечно, не решить. Но на сегодня мы можем говорить о каких-то тенденциях?

– Мы создали акционерное общество "Нижегородкапстрой", где 25% акций имеет правительство, остальное – у крупных инвесторов преимущественно из Москвы. Это акционерное общество является уполномоченной компанией по всей жилищной программе. Уже привлечены архитекторы. Мы создали архитектурный блок, чего в области до этого вообще никогда не было. Теперь есть главный архитектор области, создано соответствующее управление. Каждый район, поселок и город развивать отдельно от всей области просто невозможно. Нужны какие-то общие подходы. Например, идет актуализация генплана Нижнего Новгорода. Базовый документ, который имеется в Нижнем Новгороде, неплохой, но он несовременен: не уточнены возможности съемок из космоса, цифровой обработки. Многие вещи на бумаге хорошо выглядят, а вот в жизни их применить нельзя. Поэтому нужна актуализация. Вообще нет планов детальных планировок. К примеру, нужно застраивать микрорайон, а с чего начинать? Здесь поставили дом, а может, здесь не дом, а школу надо было построить? Сначала надо разработать этот микрорайон и определить, где что строить. С чего-то надо начинать. Мы определили 8 базовых земельных участков, на которые можно будет входить уже в мае. И как раз новый закон о землепользовании даст нам возможность за 3-4 месяца эти решения оформить. Раньше эти решения оформлялись по нескольку лет. Конечно, такие условия нас не устраивают. Мы утвердили концепцию жилищного строительства до 2010 года. Планируется, что уже в 2007 году мы будем строить 830 тыс. кв. метров жилья, а к 2010 году подойдем к 1,3 млн. кв. метров.

Причем, одновременно с этим разрабатывается еще и экономический механизм: все население разбито на группы и к каждой группе – свое отношение. Есть деньги – выходи рынок жилья и покупай. Нет денег сразу, но есть хороший доход, есть хорошая кредитная история - иди и бери жилищный кредит. Нет денег на жилищный кредит – вступай в различные ипотечные схемы. Вообще нет денег – получай муниципальное бесплатное жилье. У нас два направления – снизить себестоимость жилья и сделать его доступным с точки зрения формирования механизма оплаты по рыночной цене. Некоторые считают, что нужны какие-то специальные условия: нельзя продавать жилье ниже рыночной цены. Кроме того, надо готовить стройиндустрию. То же акционерное общество покупает в Кстове завод, домостроительный комбинат, будет там ставить московские серии с тем, чтобы не возить откуда-то всю комплектацию. Беда Нижнего Новгорода и всей области - это отсутствие стройиндустрии. Это надо незамедлительно развивать, потому что без домостроительных комбинатов мы окраины комфортабельным жильем не застроим. Конечно, для центра Нижнего будут другие подходы - эксклюзивное жилье и сохранение архитектурного облика. Нижний Новгород – это, конечно, главная забота, потому что столичный город должен и выглядеть по-столичному.

– А место нижегородским компаниям будет?

– Инвестиций нужно столько, что я боюсь, что нижегородские компании все свои деньги вложат и еще будет искать, где бы их взять. На последней встрече на Госсовете я договорился с Валентиной Ивановной Матвиенко - съездить в Санкт-Петербург посмотреть, нет ли у них лишних инвестиций.

– Валерий Павлинович, Вы изначально человек, который проработал в главном городе России, был ориентирован на город. Но треть населения области все-таки живет в селе. А село находится в жутком состоянии. У Вас есть рецепт, как его вылечить?

– Рецепт общий. Надо поднимать экономику на селе. Сегодня на селе живет 750 тысяч, и более 100 тысяч работают там. Чтобы оттуда никто не уходил, надо создать там нормальные условия. За 3,5 тысяч рублей сегодня никто не будет работать. Мы сформировали в министерстве сельского хозяйства и продовольственных ресурсов штаб из людей, которые сами сделали себе фирмы. Тот же самый Леонид Седов возглавлял фирму, которая по объемам производства тринадцатая в России. Когда я пришел его представлять Гордееву, он спросил: где твой министр? Я говорю - вот он. Гордеев: да ты что, он же две золотые медали имеет как руководитель. Я: так вот он и будет министром. Он: как вы его уговорили? А уговорили, потому что делом хотим заниматься. Все вместе.

50% пашни в области заросли березами. Предки выкорчевывали, а мы сделали так, что заросло. Нужно, чтобы успешные производства помогали неуспешным и поглощали их. Может, надо смотреть здесь инвесторов по вертикально интегрированной цепочке. Прежде всего, нужно заниматься техническим перевооружением. Нужна более производительная, более качественная техника. Это даст возможность использовать и кадры на селе более эффективно, платить им большую зарплату. И, конечно, жилищное строительство, строительство инфраструктуры. В прошлом году наметили первый физкультурно-оздоровительный комплекс в Сергачском районе. Выделены деньги, сделаем его как пилотный проект, а дальше такие комплексы должны появиться в каждом нашем районе. В том же самом Сергачском районе 8 тысяч молодежи в возрасте до 18 лет - и ни одного спортивного объекта. И мы еще хотим, чтобы они там остались? Да даже если там работа будет, она все равно будут искать другое место. Район дотационный. У нас из 51 районов в области только 9 справляются сами. Остальные – дотационные. Мы и решили попробовать - на дотационном, далеком районе. Чтобы население почувствовало, что власть пришла, что закончилось то время, когда была безысходность. Идти надо туда и с культурой, и со спортом, и со здравоохранением, с образованием.

Почему эти задачи стали национальными проектами? Да потому что по-другому это не воспрянет. Если не выровняем условия жизни, так и будем всю жизнь жить в больших городах. А кто же нас кормить будет?

– О национальных проектах. Валерий Павлинович, на что может рассчитывать Нижегородская область? И хотелось бы самых последних новостей с заседания Госсовета.

– Заседание было посвящено обсуждению вопросов организации реализации национальных проектов. Выступали представители регионов, рассказывали о том, как будет построена эта работа, оценивали готовность министерств, ведомств. Выступал Президент, ставил задачи и определил для нас, для губернаторов, для областных правительств, что это будет проверка нашей дееспособности. И это правильно. Образование, здравоохранение, доступное жилье – вот три кита, на которых базируется здоровье нации. Это действительно святые задачи, и мы их будем последовательно решать, причем, используя не только средства, выделяемые дополнительно как субсидии государства на национальные проекты (ведь, нужно еще понимать, что на эти цели в несколько раз больше средств мы ежегодно тратим из своих областных бюджетов). Поэтому, соединив и то, и другое, выстраивая эффективное использование этих ресурсов, можно рассчитывать на успех.

На что может рассчитывать Нижегородская область? Мы считаем, что мы должны получить около 400 млн. рублей. Заявки мы все сдали. Но дело в том, что, конечно, не всем сестрам будет раздаваться по серьгам. И регионы и системы внутри в них находятся на разном уровне развития: у кого-то здравоохранение лучше, у кого-то – образование. Каждый будет доказывать свою правоту. По зарплате - все ясно, цифры понятны. Чтобы, например, по здравоохранению выплатить все надбавки врачам общей практики, скорой помощи, медсестрам, фельдшерам, нам нужно около 60 млн. рублей. Это цифра общая - все средства будут выделяться российским казначейством. Мы создали оргкомитет из 4 рабочих групп по 4 национальным проектам. Возглавляю комитет я. Каждое направление возглавляет мой заместитель, который отвечает за это. Мы понимаем, как нарастить доходы, как в конце 2005 года мы это сделали за последние 4 месяца: 2,5 млрд. рублей денег поднять - тех, которые не были подняты предыдущей командой. Вы понимаете, что это непростая задача. Но вместе с тем, важнее понять, насколько эффективно расходуются эти деньги. Вот сейчас мы и будем отрабатывать нормативы по каждой отрасли, переходить на рыночные схемы: должен быть норматив на одного учащегося, на одного лечащегося, чтобы люди стремились к эффективной работе, а не просто бы получали бюджетную зарплату.

Каждый национальный проект предусматривает софинансирование, и поэтому, если ты хочешь получить больше из федерального бюджета, ты должен больше своих денег вложить. В любой отрасли будет участвовать инвестор, если увидит выгоду. К примеру, к нам приходит строить поликлинику страховая компания. Она строит поликлинику для тех людей, которые добровольно страхуются: это будет высоко оснащенная поликлиника, где люди будут платить деньги. А нам это выгодно, потому что тот, кто собирался ехать лечиться в Москву, будет лечиться здесь. А тем более, деньги не потекут за рубеж, а останутся здесь в виде налогов. К тому же, любая такая поликлиника несет еще и социальную нагрузку. Поэтому будем и в образовании, и в здравоохранении, и в жилье выстраивать инвестиционные схемы, но на взаимовыгодной основе.

– Вы приняли решение возглавить региональный список партии "Единая Россия" на предстоящих выборах. Очевидно, что выборы в Законодательное Собрание станут серьезным испытанием и для Вас лично, и для Вашей команды. На чью поддержку Вы рассчитываете и в связи с чем приняли это решение?

– Во-первых, я один из первых членов еще "Отечества", вместе с Юрием Михайловичем Лужковым мы создавали эту партию. Потом, когда "Отечество" объединилось и стало "Единой Россией", то, естественно, я стал одним из первых членов этой партии. Я в этой партии давно. Когда идет выборная кампания, член партии, особенно губернатор, имеющий свою программу, имеющий определенные полномочия, должен показать населению и программу, и сделанные дела, и получить поддержку прежде всего от тех, кто с ним находится в одной партии. Я бы хотел, чтобы меня и всех моих однопартийцев население поддержало, потому что нужно создать условия для реализации намеченных планов. Прежде всего, нормативные и законодательные акты должны верстать единомышленники. И если партия "Единая Россия" берет ответственность за развитие региона вместе с губернатором, то она должна иметь в руках инструмент. А что же получится, если мы берем на себя ответственность, а инструмент получит кто-то другой? Будем бороться за этот инструмент и будем убеждать население в том, что наша программа, наши планы, наша стратегия – реальны, и они очевидны для того, чтобы делать новые шаги. Причем, мы считаем, что нужно делать крупные шаги, продвигающие область быстрее, чем даже другие соседние области, потому что по уровню бюджетной обеспеченности мы находимся ниже среднего уровня Приволжского федерального округа, а мы - столица. Нужны прорывные ключевые стратегические решения. Для того чтобы нам достичь среднего уровня по Приволжскому федеральному округу, к нашему бюджету доходов нужно прибавить 10 млрд. рублей и еще выдержать темпы развития всех регионов Приволжского округа.

– Дальше наша стратегическая задача – это средний уровень по России, для этого надо добавить 24 млрд. рублей. Этого можно достичь только путем слаженной и четкой работы всех ветвей власти. Я доволен отработанными в Нижегородской области 4,5 месяцами, и сколько мы не выходили в Законодательное Собрание, мы получали полную поддержку. Некоторые газеты говорят, что Заксобрание – это "шанцевый" инструмент. Уж сколько раз Шанцев туда не обращался - столько раз оно Шанцева и поддерживало. Мы очень серьезно готовимся к любому заседанию ОЗС по любому законодательному проекту, который мы туда вносим. Мы очень серьезно готовились к бюджету, мы прослушали его во всех комитетах. Мы очень серьезно готовились к "Закону о землепользовании", и по кадровым вопросам не вносили каких-то непонятных решений. И я удовлетворен сложившимся взаимопониманием, удовлетворен тем, как складываются отношения с руководством Заксобрания и с депутатами. Надеюсь, что такое взаимопонимание продолжится и дальше.

– А вот расстановка сил – первая тройка (Шанцев, Люлин, Булавинов), она правильная и логичная, как Вы считаете?

– Это наиболее известные люди в региональном отделении партии "Единая Россия". Евгений Борисович Люлин – руководитель регионального отделения, Вадим Евгеньевич Булавинов – только что во главе с "Единой России" получил 77% доверия в Нижнем Новгороде. Так что, все очень логично.

– О спорте. Я знаю, что это одна из ваших любимых тем. На прошлой неделе Вы председательствовали на заседании Олимпийского комитета, будем надеяться, что с повторным избранием Тягачева ситуация в спортивных управленческих кругах стабилизируется. Но для болельщиков-то главное – стабильный высокий результат собственно спортсменов. Ваша команда намерена поддерживать спорт в высших достижениях в Нижнем Новгороде и в Нижегородской области. И коль до олимпиады в Турине остались считанные недели, планируете ли Вы учредить какие-нибудь специальные призы и награды за нижегородских участников Олимпиады, может быть призеров и, дай Бог, чемпионов?

– Хороший вопрос. Действительно, я с 2001 года являюсь членом исполкома нашего национального олимпийского комитета. Естественно, взаимодействовал с ним, когда возглавлял рабочую группу по продвижению кандидатуры Москвы на Олимпиаду 2012 год. Думаю, что мы не уронили честь и достоинство и Москвы и России. Выглядели нормально. Когда мне предложили провести собрание национального олимпийского комитета, я не отказался. Собрание, на мой взгляд, прошло в нормальном ключе, были приняты нормальные решения. А что касается поддержки спорта высшего мастерства – считаю, что это обязательно для любого уровня власти, потому что если не поддерживать спорт высшего мастерства – не будет маяков для наших мальчишек и девчонок. Когда все знают Павла Буре, Алину Кабаеву, Алексея Немова и многих наших других ведущих спортсменов, тогда ребята и начинают заниматься хоккеем, художественной гимнастикой, плаваньем, пятиборьем и другими видами спорта. У нас много талантливых ребят, и их нужно обязательно их поддерживать. Сейчас мы встречаемся с нашими командами, которые играют в различных дивизионах. Хотим, чтобы они продвигались выше. Любой спорт высшего мастерства опирается на массовый и детский спорт. Будет это – будут звездочки. Потому что звездочки искать – это как из руды металл добывать. Копаешь, копаешь - руды много, металла мало. То же самое и здесь. Я обязательно встречусь со всеми, кто будет участвовать в Олимпийских играх от Нижегородской области. Пожелаю им успеха. И если кто-то завоюет медаль, то Нижегородское правительство никогда не было скупым в этом плане.

– Впереди Новый год - самый любимый праздник на все времена. Я полагаю, что у Вас в семье тоже есть какие-то новогодние традиции. Расскажите, как вы будете встречать этот Новый год?

– Новогоднюю ночь мы последнее время встречали всей семьей в Москве. В этом году будет некоторое отличие от традиции: я стал нижегородцем, поэтому Новый год буду встречать в Нижегородской области. На площади Горького в областном центре будет самое главное действие полвторого ночи, побываю там. Хотелось бы и в Сормово заехать – посмотреть, как там отмечают. Мне очень понравилось, как меня здесь приняли. Очень доброжелательное отношение. Я не имею ввиду даже элиту, как говорят. Я часто бываю на заводах, на улицах, в парикмахерских, еще где-то. Все по-доброму отнеслись. Я думаю, что я сегодня вправе сказать говорить: мы, нижегородцы. Мы должны вместе с вами быть одной командой. Не только командой правительства, а все вступить в Новый год и работать, чтобы он был для нас более удачным и счастливым. Я убежден, что это нас ждет впереди. Смотрите, какой в этом году мы праздник провели – День народного единства. Впервые! Можем ведь, если захотим! К Новому году в этом году раньше начали готовиться. Елочки поставили, иллюминации стало побольше. Коммерческие структуры подключились - около своих офисов территорию украсили. Красивее, приятнее стало. И в области в целом порядок стали наводить. Ведь 700 свалок несанкционированных было, а сейчас в 33 районах из 50 уже нет ни одной, все уже убрали. Когда в доме порядок, чисто - хочется сделать новый шаг какой-то. Вот я и хочу, чтобы Новый год мы вместе хорошо отметили. Как говорят: если хорошо отметишь - хорошо проведешь. Успех нам обеспечен, потому что нижегородцы - трудолюбивые, добрые и отзывчивые люди, может быть, немного отвыкшие от хвалебных результатов. Мне говорят: "вот, когда был Немцов - мы были чуть ли не центром преобразований". Сейчас я думаю, что пусть мы не будем каким-то явным лидером, нам туда еще идти и идти, но ликвидировать этот разрыв за короткий промежуток времени мы способны, если все вместе это поймем и будем работать.

– Валерий Павлинович, спасибо вам за подробное и откровенное интервью, и сейчас у вас есть возможность обратиться к нижегородцам с новогодним поздравлением.

– Уважаемые, дорогие нижегородцы! Примите самые искренние, добрые и наилучшие пожелания в Новом 2006 году. Я убежден, что этот год должен стать для нас каким-то открытием, потому что уже в прошлом году сделаны первые, пусть еще и не очень явные шаги, но результаты уже положительные - обнадеживают.

Я хотел бы, чтобы Новый год был счастливым для всех, чтобы вы больше улыбались. Для меня 2005 год стал переломным: я пришел в Нижегородскую область, наделен здесь полномочиями губернатора, я увидел вас, увидел ваши добрые глаза. Я понимаю, что от меня много ждут, и обещаю, что буду делать все для того, чтобы эти ожидания оправдались. Но без вас, без вашего участия, один я ничего не сделаю. Поэтому я хочу, чтобы мы в Новом 2006 году работали с вами вместе одной командой, трудились каждый на своем рабочем месте, я обещаю чаще с вами встречаться. Хотел бы пожелать всем в Новом году удачи, счастья, всего вам самого доброго. С Новым годом, с новым счастьем!

Поделиться: