Последние интервью
Последние новости рубрики Политика
Политика

Александр Котюсов: "Правая партия рано или поздно появится в Государственной Думе и в региональных парламентах"

26 сентября 2011 10:47  [5841] Политика
Александр Котюсов

Александр Котюсов

НИА "Нижний Новгород" - Никита Афанасьев

Депутат городской Думы Нижнего Новгорода, президент ГК "ПИР" Александр Котюсов в интервью НИА "Нижний Новгород" рассуждает о перспективах правой партии в России.

–Александр Николаевич, все мы наблюдали события, происходившие с "Правым делом". А вообще России нужна правая партия?

–Несомненно. С моей точки зрения в России у правых есть электорат. Это в первую очередь тот самый средний класс, которого пока мало и про который со всех телевизионных экранов говорят, что он крайне необходим для страны. Голос этой части населения никак не представлен в российском парламенте. А должен! И это сегодня все понимают. Даже власть озаботилась этой проблемой. Не случайно многие политики, политологи, эксперты открыто сожалеют, что у "Правого дела" никак ничего не получается. Беда в том, что правую поляну уверенно выжигали в течение десяти лет. А чтобы на выжженной земле начало что-то расти, нужно время.

Кстати, это уничтожение во многом осуществлялось именно руками самих правых, а вовсе не Кремлем. Вы посмотрите, сколько лидеров сменилось с момента создания "Союза правых сил" в 1999 году и по сегодняшний день. Кириенко, Немцов, Белых, далее целая тройка - Титов, Бовт, Гозман, потом два последних уже без Титова, потом Прохоров. Сегодня за два месяца до выборов у партии лидера нет. Белый квадрат с серым профилем! Приплыли. Это же нонсенс. И то, что за 12 лет поменялось семь лидеров, это тоже нонсенс. Ни в одной российской партии такого не было.

Когда у правых появился Прохоров, возникла надежда. Подчеркиваю, не гарантии прохождения в Думу, а именно надежда, что наконец-то состоится камбэк правых. Еще раз говорю, 100-процентной уверенности, что партия прошла бы в Думу, не могло быть. Не все решают деньги. В 2003-м СПСу грех было жаловаться на финансирование, но оно, увы, не помогло. Этим летом в партии начали собираться люди, истосковавшиеся по демократии. Кстати, не в фамилии Прохоров дело. Просто правым нужен был сильный современный лидер. Никто ведь не утверждал, что Прохоров либерал из либералов. Просто доверились ему.

Увы, в одночасье все изменилось. Сегодня у партии нет лидера. Говорят, он должен появиться после выборов. А что партии делать сейчас?

–Вы считаете, что избранная на съезде тройка не способна провести партию в Думу?

–На самом деле я считаю, что все возможно. К сожалению, не все в нашей стране зависит от избирателя. Если "Правому делу" не будут помогать из Кремля, то шансы минимальны. Ну может быть 2-3%. А вот если вдруг у кого-то в Кремле возникнет желание вытягивать "Правое дело", то не исключено, что оно сумеет пройти в Думу.

–А как Вы вообще относитесь к этой тройке?

–Неоднозначно. Анна Чекветадзе, конечно же, не политик. Милая девушка, хорошая теннисистка. Но мне больше нравится Маша Шарапова. Это я так шучу. Андрея Дунаева я плохо знаю. Разговаривал с ним всего один раз в жизни года полтора назад. Допускаю, что он неплохой председатель исполкома, так сказать технический директор. Но он человек не публичный, и в этом основная проблема. Что касается господина Богданова, то здесь мне сложно сдерживать свои эмоции. Мы все помним, как во время выборов 2007 года он исполнял задачу по затапливанию "Правого дела". И делал это не считаясь ни с какими моральными принципами. Его присутствие в списке у меня вызывает отторжение.

–Многие делегаты съезда, руководители региональных отделений партии ставили Прохорову в вину то, что он не прислушивался к их мнению, не поговорил ни с кем, даже распустил несколько отделений. Эти претензии обоснованы?

–Давайте посмотрим на итоги выборов для правых за последние годы. В 2003 – 4%, в 2007 – около 1%. Подавляющая часть региональных выборов – в том же диапазоне. Нечем хвалиться. Нет никаких успехов. Региональных организаций, в которых все эти годы хоть что-то происходило - единицы. В подавляющем большинстве регионов и конференции-то проходили только на бумаге. И вот в это почти разрушенное хозяйство приходит Прохоров. На дворе конец июня. Впереди отпуска. До выборов пять месяцев. Приходит он со своей метлой, техникой, командой. А региональные лидеры ему навстречу – а поговорить, уважаемый Михаил Дмитриевич, о будущем так сказать, о перспективах, о демократии?! То есть ему с ними разговаривать надо, убеждать, торговаться, находить общий язык. Это все, безусловно, уместно и нужно, если бы времени было до выборов еще пару лет и рейтинги были хотя бы на уровне 10%, а они-то в районе статистической погрешности. Поэтому, с моей точки зрения, Прохоров поступил жестко, но правильно. Ну, или почти правильно. У него цейтнот был. Он оставил лучших, тех, где велась работа, где были действующие организации, а в остальных регионах ввел внешнее управление. Он как футбольный тренер. Пришел в команду, которая занимала последнее место и уже собиралась вылетать из Премьер-лиги, огляделся, оставил лучших игроков, привлек новых со стороны. Зачем это сделал? Потому что поставил себе задачу (или ему эту задачу поставили) – попасть в пятерку лучших, если по футбольному, опять же, попасть в еврокубковую пятерку. А если бы он со всеми региональными организациями начал переговоры вести и чай пить, то с ума бы сошел через месяц. Вы только подумайте, в стране около 80 региональных организаций. По два дня на каждую, чисто поговорить, вот уже и пять месяцев прошли. Поэтому здесь я Прохорова понимаю. Честно говоря, правым давно не хватало и сейчас не хватает твердой руки и дисциплины. Это, кстати, все понимают. Не забудьте, в Думу "СПС" прошел лишь однажды при Кириенко. А у этого человека дисциплина и порядок на первом месте. Избрав Прохорова все вначале обрадовались, дали ему царские полномочия – снимай кого хочешь, назначай кого хочешь, руби, так сказать, с плеча, барин, все тебе можно. Но за лето что-то передумали, перегрелись может.

–Прохорова сняли или Прохоров снялся? Вы как думаете?

–Я могу думать что угодно, но правду знают немногие. У меня полный спектр эмоций по этому поводу. От осуждения самого Прохорова, что он так вот ушел, бросил всех, не боролся до конца до непонимания действий тех, кто его выгнал, дав два месяца назад ему же неограниченные полномочия. Мы в действительности правду еще долго не узнаем, потому что все совсем не так, как по телевизору показывают, в этом я на все 100 убежден. Поэтому я считаю, что страницу эту надо закрыть, а правым думать о своем будущем.

–А какое оно? Что нужно правым сегодня? Кто может повести их? Какие задачи должны решать правые?

–Думаю, нужно полное обновление. Не исключаю, что надо новую партию создавать. Президент уже обмолвился, что он хочет упростить регистрацию партий, сейчас эта процедура крайне сложная. Но нужен лидер. А это вообще беда. Залезьте на Останкинскую башню и посмотрите вокруг. Вы во всей стране лидера не найдете. Конечно, желающих партию возглавить, наверное, будет немало, но вот тех, которым бы поверили и пошли за ними, не видать. Вообще не видать. Их и раньше-то были единицы, а сегодня после неудачи с Прохоровым нет ни одного. Нет либеральных политиков в стране. Все кончились! Или наоборот еще не выросли. Как партия будет лидера искать, я вообще не представляю. Если сегодня потенциальных кандидатов в кабинет Президента будут для разговора вызывать, то мне кажется, они уже в приемной начнут стреляться от испуга.

В любом случае, я убежден, что правая идея в России не исчезнет, наоборот, развиваться сейчас начнет. Рано или поздно правая партия появится и в Государственной Думе, и в региональных парламентах. Это неизбежно. России такая партия нужна. Средний класс растет и его нужно защищать. Ему нужно помогать, уменьшать налоги, бороться с административными преградами. Нужно делать Россию более демократичной страной, возвращать выборность губернаторов и мэров. Необходимо исправлять ситуацию со свободой слова в России. Про нее уж совсем забыли, не вспоминает никто, а жаль. Это все должна делать правая партия.

–Вы остаетесь в списках "Правого дела" на этих выборах?

–Нет. Я принял решение снять свою кандидатуру и выйти из избирательных списков "Правого дела". Потенциал партии во главе с лидером Прохоровым мне был, пусть хоть и авансом, но понятен. Я имею в вид потенциал не с точки зрения прохождения в Думу, а с точки зрения развития. Потенциал партии без лидера мне не ясен. В "Правое дело", как в партию, я не вступал.

Теги:
Поделиться: