- Добрый день, Олег Борисович! Одна из острых тем, связанных с ЖКХ касается начисления платы за ОДН. Занимается ли Законодательное собрание области этим вопросом?
- К нам в комитет, в Законодательное собрание Нижегородской области поступают многочисленные обращения граждан по вопросам начисления платы за потребление электроэнергии в общем имуществе многоквартирного дома, а также о сдаче показаний индивидуальных приборов учета потребления электроэнергии.
Органы местного самоуправления, общественные организации также сообщают о многочисленных жалобах граждан по данным вопросам, о необходимости принятия мер по решению проблемы. Я провел по данным вопросам телефонную линию, на нее за два часа поступило 62 звонка.
- Насколько на ваш взгляд серьезен масштаб проблемы?
- Масштаб проблемы очень серьезен, поскольку в Нижегородской области 1 миллион 300 тысяч бытовых потребителей электроэнергии, и нарушение прав и законных интересов даже 1-2 %% этих граждан становится массовым. В связи с постоянными жалобами граждан на работу домоуправляющих компаний мы в комитете, в Законодательном собрании в целом очень критически и требовательно относимся к работе домоуправляющих компаний, требуя от них исполнения положений законодательства.
Однако переход к исполнению новых требований законодательства показал, что оснований для критики и жестких мер в отношении домоуправляющих компаний оказалось еще больше, чем мы предполагали. При правильном применении законодательства жалоб по поводу ОДН не должно было возникнуть.
- Объясните подробнее.
- Если обратиться к истории вопроса, то в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации в 2006 году были приняты "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме" и "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам". Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме до сентября 2012 года относили освещение помещений общего пользования в состав платы за содержание жилья. Эта норма теперь не действует, и собственники помещений, советы многоквартирных домов вправе ставить вопрос о внесении соответствующих изменений в договор управления многоквартирным домом. Напомню, в соответствии с Жилищным кодексом РФ утверждение условий договора управления многоквартирным домом - это компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Подготовку такого собрания, предварительные переговоры с домоуправляющей компанией должен вести совет многоквартирного дома.
В соответствии с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам" образца 2006 года, в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета потребления электроэнергии, плата за потребление электроэнергии в общем имуществе собственников помещений в многоквартирном доме взималась (или должна была взиматься) и раньше. При этом разность между объемом потребления по общедомовому счетчику и объемом потребления в помещениях дома распределялась по квартирам с учетом числа прописанных.
В старых "Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам" за пять лет их действия были выявлены определенные недостатки. Один из недостатков - серьезные неточности в распределении размера платы за коммунальные услуги, связанные с проживанием граждан без регистрации. Особенно остро эта проблема проявилась в многоквартирных домах, где много квартир сдается в аренду, а также в бывших общежитиях, где квартирные счетчики электроэнергии стояли далеко не у всех.
С целью решения данной проблемы Законодательное Собрание Нижегородской области обращалось к Председателю Правительства России В.В.Путину, и эта проблема была решения с принятием постановления N 354.
-Что именно, на ваш взгляд, решает постановление N 345?
- Мы в комитете тщательно анализировали Постановление и можем с уверенностью сказать, что оно решает целый ряд проблем правового регулирования, обеспечивая реализацию интересов потребителей коммунальных услуг. Оно также создает условия для справедливого, приемлемого решения ряда ситуаций, в которых оказываются отдельные группы граждан при оплате коммунальных услуг, в том числе после установки счетчиков, при переходе к обоснованным и дифференцированным нормативам потребления коммунальных услуг, при прекращении перекрестного субсидирования.
Но на практике мы видим, и об этом свидетельствуют жалобы граждан, что Постановление N 354 реализуется у нас медленно и неорганизованно. Обобщение поступивших в Законодательное собрание жалоб граждан позволило выявить общую причину таких обращений, состоящую в том, что в Нижегородской области по крайней мере 8 из 238 управляющих многоквартирными домами организаций самоустранились от исполнения своих непосредственных обязанностей, предусмотренных Постановлением. Поэтому нами направлено обращение прокурору Нижегородской области Кожевникову о принятии мер прокурорского реагирования в целях исполнения указанными восьми управляющими организациями требований Постановления N 354.
- Да, большинство жалоб поступают, в том числе и на работу ДУКов. Скажите, что вправе требовать от ДУКов жильцы?
- Согласно федеральным нормативным актам, если в многоквартирном доме избран способ управления "управляющая организация" и заключен договор управления многоквартирным домом, то домоуправляющая компания обязана:
осуществлять сбор показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета потребления электроэнергии;
осуществлять сбор платы за потребленную электроэнергию и составление платежных документов в соответствии с установленными требованиями;
предоставлять потребителям информацию для проверки обоснованности начислений потребления электроэнергии в общем имуществе;
принимать меры по пресечению воровства электроэнергии, по взысканию задолженности с неплательщиков;
проводить обязательные в отношении общего имущества мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
обеспечивать установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.
- Что касается конкретных вопросов ОДН, то есть начисления платы за потребление электроэнергии в общем имуществе многоквартирного дома, то как он рассчитывается?
- Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Приходящийся на конкретную квартиру или нежилое помещение объем горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном счетчиками определяется исходя из показаний общедомового прибора учета коммунального ресурса, из показаний которого вычитаются объемы коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в нежилых и жилых помещениях. Затем эта разность распределяется пропорционально площади помещений.
- Это при наличии счетчиков. А при отсутствии общедомового прибора учета?
- В этом случае ОДН по электроснабжению рассчитывается по нормативам, исходя из площади общего имущества.
Согласно статье 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, и т.д.. Состав общего имущества указывается в договоре управления многоквартирным домом.За точность данных о площади общего имущества отвечает домоуправляющая компания.
- При наличии общедомового прибора учета выявляются и многоквартирные дома, где ОДН подозрительно велик. Как возникают цифры, шокирующие народ?
- Есть три фактора, влияющие на увеличение ОДН, фиксируемое общедомовым счетчиком - энергетическая неэффективность, воровство энергии, представление заниженных показаний квартирных счетчиков. Необходимо в каждой ситуации разбираться персонифицировано.
- Есть жалобы на неудобные и короткие сроки подачи показаний квартирного счетчика.
- Да, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг потребитель обязан при наличии индивидуального прибора учета ежемесячно снимать его показания в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца. Но если эти сроки неудобны, то совет многоквартирного дома должен ставить вопрос о внесении изменений в договор управления многоквартирным домом (при непосредственном управлении домом - с ресурсоснабжающей организацией) с целью установления более удобного порядка сдачи показаний приборов учета.
- Оплата за злостных неплательщиков может входить в состав ОДН?
- Нет. При не представлении кем-то показаний квартирного прибора учета начисление все равно будет, но по среднемесячному потреблению, а затем по нормативу.
За неоплату коммунальных услуг управляющая компания должна приостановить предоставление коммунальной услуги, обеспечить взыскание платы с неплательщика, в том числе в судебном порядке.
У НИА "Нижний Новгород" есть Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе главных событий, эксклюзивных материалов и оперативной информации.
Copyright © 1999—2025 НИА "Нижний Новгород".
При перепечатке гиперссылка на НИА "Нижний Новгород" обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+