Архив НТА. Copyright © 1999-2006 НТА
Вадим Воробьев: В регионе высокие цены на бензин, потому, что мало фальшивого
Очередное, осеннее, повышение цен на бензин, опять-таки в очередной раз больно ударило по кошелькам автовладельцев. Особенно сильно негодовали те, кто часто выезжает за границы области, мол, что за безобразие, нефтеперерабатывающий завод в Нижнем, а в других регионах, где ничего подобного нет цены меньше. С вопроса о том, почему же так происходит, и началась беседа с генеральным директором ЛУКОЙЛ Волганефтепродукта Вадимом Воробьевым.
-Практически везде, где есть нефтеперерабатывающие предприятия стабильно высокие цены на бензин. Подобная ситуация сложилась не только у нас, но и в Перми, и в Рязани, и в Волгограде. Нельзя сказать, что в Нижегородской области самые высокие цены, хотя действительно, кое-где цены ниже.
Объясняется этот парадокс просто. Там, где нет заводов, много бодяжного горючего. Скажем мы "семьдесят шестой" бензин закупаем по 8 тысяч рублей за тонну, а некоторые другие мелкие автозаправочные станции приобретают, скажем, так, не совсем качественное сырье, а именно прямогонный бензин, всего за 4 тысячи. Потом добавляют к нему присадки и получают, если судить по октановому числу тот же "семьдесят шестой".
А то, что кроме октанового числа у бензина существует еще десять параметров качества, в общем-то, никого не волнует. С октановым рядом все в порядке, и никакие проверяющие организации не пристают. К тому же, акцизы подобные товарищи тоже не платят, вот у них и дешевле.
Да, у ЛУКОЙЛа дорогой бензин, но лучше переплатить 10-20 копеек, чем посадить двигатель. И кстати, многие нижегородцы это уже поняли и предпочитают обращаться на наши заправки.
-А чем объяснить, что и на АЗС ЛУКОЙЛа, скажем во Владимирской области цены намного ниже, чем у нас?
-Все тем же большим количеством суррогата в регионе. Если у нас области количество бодяги не превышает 20 процентов, то во Владимирской области "присадочного" топлива более 30 процентов. Зачастую торгуют прямо с бензовозов на трассе по супернизкой цене. Естественно, что владимирские водители стараются заливать баки там, где стоимость ниже. Вот и приходится местному ЛУКОЙЛу и всем крупным операторам вынуждено идти на понижение, иначе вообще без клиентов окажутся. Объем продаж увеличивается, а рентабельность и прибыль почти на нуле. Вот и получается, что чем больше бодяги, тем дешевле бензин в том или ином регионе. Хотя автолюбители, которые экономят на стоимости горючего, потом рискуют потратить намного больше на ремонт автомобиля.
-Судя по вашим данным в Нижегородской области суррогата тоже не мало?
-Да, например, в том же Кстовском районе на станции "Зелецино" существует 7 нефтебаз принадлежащих тем или иным частным структурам. Туда только по железной дороге доставляют до 15 тысяч тонн нефтепродуктов в месяц, из которых потом, возможно, и делают "присадочный" бензин. Для сравнения, ЛУКОИЛ-Волганефтепродукт закупает 25 тысяч тонн в месяц. Их оптовые цены значительно ниже, чем наши, и ряд руководителей мелких частных АЗС идут к ним. Если даже поймают на суррогате за руку, то придется платить незначительный штраф. Да можно каждый день эти штрафы отдавать, если за месяц миллион рублей прибыли получаешь.
-Вернемся к сентябрьскому повышению цен, многие эксперты были уверены, мол, произошло оно исключительно из-за того, что в октябре ожидалось ужесточение правил экспорта нефти?
-На самом деле стоимость бензина зависит от трех основных факторов: это внешнеэкономическая конъюнктура, федеральное законодательство (решения правительства и Госдумы), и собственно говоря, политика нефтяных компаний. Хотя еще три года назад, я был уверен, что на рынок влияют только второй и третий факторы.
В последнее время Россия в топливно-энергетическом комплексе (да и не только) серьезно интегрирована в мировую экономику. И наши компании вышли на общемировой рынок, и иностранцы приезжают к нам работать.
Не секрет, что экспорт нефти сегодня основа бюджета, поэтому правительство и способствует вывозу за рубеж. Получает свою пошлину. И вот, уже только разговоры о ее повышении являются толчком для нефтяных компаний. Экспортные пошлины, акцизы, тарифы (на нефтепроводы, энергетику, железнодорожные перевозки) и инфляция - все это относится уже к законотворчеству и тоже влияет на стоимость бензина.
Например, в конце прошлого года в полтора раза повышались акцизы на нефтепродукты. В народе тут же появились слухи, что бензин будет стоить 15, а то и семнадцать рублей уже с Нового года. Однако, повысились цены не в январе, а постепенно в течении года и далеко не на такую сумму. Свою роль сыграли не только акцизы, но и пятидесяти процентное подорожание электроэнергии, железнодорожных тарифов в 2,5 раза, тарифов на прокачку в два раза. Стоимость же бензина выросла не так кардинально и более плавно.
-И напоследок, вопрос, который, наверное, интересует всех автовладельцев - что будет с ценой на бензин в дальнейшем?
-Катаклизмов ждать не стоит, хотя стоимость топлива плавным образом будет расти. Дороже своей нынешней цены до Нового года бензин, скорее всего не будет, а вот весной подорожает процента на два, максимум на пять-семь.
-Кстати, что делать с бодягой?
-Если человек заправился и уехал, то доказать через какое-то прошедшее время, что именно из-за плохого бензина конкретной АЗС у него забарахлила машина очень трудно, - полагает Вадим Воробьев, - нормальный человек, когда заливает бензин не заботится о том, чтобы у него было два свидетеля, как он это делает.
У ЛУКОЙЛа существует круглосуточная телефонная, горячая линия, позвонив на которую, человек может пожаловаться на качество бензина. За пять месяцев ее существования был всего один реальный случай, когда водитель заправил на нашей заправке свой джип, а через несколько дней он просто "встал". Естественно, он обратился к нам. Наши специалисты стали выяснять подробности, и на автосервисе выяснилось, что каким-то образом в картере его авто накопилась вода. Это и стало причиной поломки. Так, что пусть люди звонят, мы обязательно со всеми жалобами разберемся, тем более, что это в наших же интересах.
Андрей Котунов (Нижегородский рабочий).
Период |
Процентный рост |
||
А-92 |
А-76 |
ДТ |
|
январь – сентябрь 2000г. |
29,2 |
26,5 |
44,2 |
сентябрь 2000 – июнь 2001 |
-16,9 |
- 19,2 |
- 19,6 |
июнь 2001 – август 2001 |
6 |
0,33 |
1,65 |
август 2001 – февраль 2002 |
- 14,8 |
- 15 |
- 13,5 |
февраль 2002 – май 2002 |
53,9 |
47 |
35,8 |
май – октябрь/ноябрь 2202 |
- 4,8 |
- 7,3 |
- 8,3 |
ноябрь 2002 – февраль 2003 |
11,6 |
26,6 |
28 |
февраль – май 2003 |
- 5,5 |
- 14,7 |
- 10 |
май – сентябрь 2003 |
15,1 |
18,6 |
18,4 |
Общий рост составил за 3 года:
А-92 (с 6 руб.50 коп. в январе 2000 до 11 руб. 20 коп. в сентябре 2003) – 72,3%
А-76 (с 6 руб.50 коп. в январе 2000 до 11 руб. 20 коп. в сентябре 2003) – 52,1%
Дизельное топливо (с 6 руб.50 коп. в январе 2000 до 11 руб. 20 коп. в сентябре 2003) – 73%
Архив НТА. Copyright © 1999-2006 НТА