Михаил Буров: Только по любви создаются чудеса
Михаил Васильевич Буров родился 5 декабря 1953 года в селе Панино Горьковской области. После окончания Горьковского государственного педагогического института поехал в родной район на должность директора школы. Через два года работы на селе стал первым секретарем Сосновского райкома. После прохождения службы в армии перешел на работу в Горьковский обком. Однако через 6 лет вновь вернулся в педагогику. С 1995 года является бессменным руководителем школы №186. Женат, воспитал сына и дочь. Увлекается садоводством и кулинарией. Убежден, что по любви создаются прекрасные вещи.
-Он пошел в директора школ для того, чтобы уехать за границу. Но вошел во вкус и остался в Нижнем Новгороде. У нас в гостях директор нижегородской авторской академической школы Михаил Буров.
Не нужен нам берег Турецкий и Африка нам не нужна… Так получается?
-Получается, что так. После университета я пошел работать директором школы на село. А потом был период, когда я совершил комсомольский путь и решил поработать в школе, но для того, чтобы уехать за границу.
-Но оказались истинным патриотом…
-Да, я человек влюбчивый. Полюбил коллектив, работу, хотя она была сложная. Мы создали некую атмосферу, из которой уйти было невозможно.
-Вам не обидно, что вы выбрали профессию, которая сейчас не в большом почете? Во всяком случае, с точки зрения заработной платы.
-Самое главное – это не раскаиваться. Я не раскаиваюсь. Я благодарен богу и судьбе, что состоялся в этой профессии.
-После окончания института вы стали директором школы. Вообще только единицы в стране могут похвастаться тем, что, не проходя определенные ступени, стали директором. Злые языки утверждали, что "мохнатая лапа" помогла, так ли это?
-Все было гораздо проще. Я сам из Сосновского района, многие меня там знали. Когда я окончил вуз, они захотели, чтобы я вернулся в свои родные края. Сразу предложили стать директором школы, хотя был вариант – предложили поработать в Монголии. Может быть и хорошо, что у меня не было опыта. Школа была в отдалении от районного центра и напряженная работа, все шишки и трудности – только на пользу пошли.
-Рубрика "Без купюр" - короткие вопросы, короткие ответы. Говорят, что учителя были очень послушными детьми. Вы уроки не прогуливали?
-Я был в целом прилежным и ответственным учеником. В школе мы радовались, когда учитель заболел, когда кто-то опаздывал на урок, потому что мы были детьми. Сейчас, когда я ставлю себя на их место, все воспринимается по-другому.
А ответственность моя проявлялась, когда была подкреплена интересом. Например, я стал учителем русского языка, хотя очень любил математику. Если я не сделал творческое задание по математике, я просто не хотел идти в школу. Вставал рано-рано утром, но делал его.
-Вы с тех пор встаете в четыре утра?
-Я по природе такой человек. Творчество проявляется рано утром, когда ты свободен от рабочего дня, когда отдохнувший. Я творил утром.
-Как учителю заслужить уважение учеников? Строгостью?
-Что бы ни говорили, но дети больше всего ценят в учителе профессионализм. Надо не только знать все о своем предмете, но и обладать знаниями в разных областях. А требовательность должна быть только при одном условии, если она осуществляется с глубоким уважением к ребенку, с демократизмом.
-Бернард Шоу как-то заметил, что в жизни у человека есть две трагедии. Первая – это не добиться исполнения своего самого сокровенного желания, а вторая – это добиться исполнения своего самого сокровенного желания. Ваше самое сокровенное желание в жизни уже исполнилось?
-У человека много желаний и, как правило, они все сокровенны. В целом, я добился того, чего хотел. А если вспомнить известное изречение, то я построил дом, я посадил дерево и вырастил сына. У меня еще есть дочери. Возможно, не все еще в жизни сделал, но есть еще время.
-ЕГЭ и отмена медалей, говорят, позволили покончить с учительской мафией?
-Я думаю, что мафия в школах – это надуманно. Возможно, кому-то и помогали получить медали, а теперь не помогают. Была не мафия, а какая-то игра с нравственными вещами. Я понимаю ситуацию, когда ребенок старается, он действительно напряженно работает, помочь ему, причем прилюдно, можно, вопрос только в размере этой помощи. Потому что эти люди – трудяги. Быть успешным во всех предметах - это сложно.
-Я знаю, что вы любите готовить. А жену совсем дисквалифицировали?
-Это одно из моих жизненных кредо – каждый человек, особенно в моем возрасте, должен делать то, что он любит. Конечно, он должен выполнять другие функции, но только по любви создаются чудеса. Я люблю готовить, люблю работать в саду. Жена тоже готовит, но, возможно, для нее это занятие менее любимое, чем для меня. Поэтому, когда я на кухне, ее там нет.
-Сейчас многие пытаются раскрыть талант. Сегодня в городе можно найти школу на любой вкус. Есть школы, в которых предлагают обучить езде на лошадях, изучить цветоводство. Некоторые считают, что это способствует творческому развитию ребенка, другие – что это всего лишь выкачивание денег из родителей. Вы что скажете?
-Я не против таких специализированных школ – художественных, эстетического плана, музыкальных. Моя позиция – школ должно быть много, и как можно больше разных.
-Сейчас многие обсуждают, необходимо ли оценивать детей в школах? Есть разные подходы к этому. Я знаю, что в вашей школе оценки ставят очень редко. Не расхолаживает ли это учеников?
-Оценка в школе должна быть. Вы имеете в виду оценку в виде отметки. Мое мнение и моих коллег – отметки в школах ставить не нужно. Проще всего поставить три или четыре и успокоится на этом. Важна качественная оценка.
-Словесно надо оценивать?
-И словесно, и письменно. Надо оценивать качественно – как ребенок развивается по сравнению со своими прошлыми показателями. Это можно только описать.
-Почему нельзя ввести критерии оценки? Ставить баллы исходя не из общих оценок в классе, а исходя из прошлых оценок.
-Мы над этим и работаем. Для этого используем портфолио ученика. Ученик сам себя оценивает. Самооценка как раз видна в его портфолио. Есть оценка учителя, родителей. Тогда мы смотрим на позицию оценки с разных сторон.
-А дневники у вас есть в школе?
-Наверное. Понимаете, сейчас есть электронные варианты дневников, я не сторонник этого. Это уводит родителя от общения, от решения тех проблем, которые могут возникнуть в школе. А это важнее, чем отметка, выставленная в дневнике. Это легкий путь: получил пять – молодец, или почему три? Или когда подготовка домашнего задания проходит вот так: "Я на кухне готовлю, а ты мне пересказывай". Это не наш вариант.
-Как создать возможность для раскрытия таланта своего ребенка? Поменьше дисциплины или побольше заставлять чем-то заниматься?
-Талант может быть очевиден. Да, возможно, надо создавать условия в специализированных учреждениях. Есть такие дети, но их не так много. Сложнее найти скрытый талант. Надо создавать условия, чтобы он все попробовал. Мы создавали такие центры и давали там детям полную свободу. Сам процесс выбора важнее. Хождения по этим мукам, выбор. Причем, ребенок сам должен сделать этот выбор, а мы поддержать его. Каждая школа должна создавать среду, и, конечно, дома ребенку надо давать попробовать. Но мы не знаем, когда ребенок может определиться. Мы предполагаем, что это происходит к восьмому классу.
-А некоторые вообще всю жизнь не могут сделать разумный выбор.
-Мы поставили для себя эту задачу целенаправленно.
-Все в жизни касается выбора – куда пойти работать, с кем общаться, с кем дружить.
-Да. А представляете, что человек только через десять лет понимает, что выбрал не ту профессию. Это трагедия. Поэтому наша задача помочь ребенку как можно меньше делать ошибок. Весь учебный процесс, начиная с седьмого класса, у нас на этом построен. В седьмом классе мы его готовим, в восьмом – даем попробовать, даем программы по самоопределению, а в девятом он защищает портфолио – выбор своей профессии. Это оценивают дети, родители, насколько он правильно выбрал, исходя из своих возможностей. В десятом классе мы поддерживаем этот выбор психологически. Потом он выбирает себе вуз в соответствии со своими интересами. Это идеальный вариант, на наш взгляд, хотя есть и проблемы.
-Рубрика "На острие" – самые острые вопросы нижегородцев. "Сегодня модными стали слова "инновации", "нанотехнологии". О каких инновациях в образовании может идти речь, если в школах до сих пор боятся подходить к компьютерам?"
-Наверное, тут преувеличено. Если в школе есть достаточное количество компьютеров, а дома – тем более, то компьютеров не боятся. Это раз. Во-вторых, инновации – это новый выбор, новое устройство в школе. Это продиктовано жизнью, это не утопия, а реальность. Возьмем пример, мы ввели профильное обучение. Там достаточно большая зона свободы для школы. Они проходят в бизнес-центрах, там ученики создают новое образовательное пространство. Появляются новые программы. Важно, что эта программа должна родиться и появиться от запроса детей. Тогда эта программа инновационная и нужная.
-"Очень жалко, что здоровье наших детей губится в школах, де качество горячего питания оставляет желать лучшего. Неужели, нельзя ввести нормальные обеды для детей?" У вас как с обедами?
-Нормально. Можно ввести нормальные обеды. Все это зависит от школы, от ее руководства, от качества продуктов и квалификации поваров.
-Какой у вас охват горячим питанием школьников? Дело в том, что глава Нижнего Новгорода Вадим Булавинов сделал замечание, что в некоторых школах охват горячим питанием составляет всего 30-40%. Вопрос в том, что некоторые родители не платят деньги и не обеспечивают детям горячее питание.
-У нас так проблема не стоит. В школьном питании должна быть креативность, выбор. У ребенка всегда должен быть выбор. Организовано специальное питание для малышей, а все остальное ребенок может выбрать – есть два кафе, он может выбрать еду на раздатке. Есть проблемы с питанием, потому что какой-то ребенок не ест кашу. Я тоже чем-то не питаюсь, потому что не люблю. Главная задача – это решить проблему выбора, проблему вариативности. Я посоветую директорам школ выйти на этот путь, когда кафе, столовая являются структурным подразделением, хотя это хлопотно и затратно. Я заинтересован, чтобы были качественные продукты, мы их закупаем сами, проверяем, мы делаем запасы, чтобы в трудную минуту готовить какие-то варианты.
-"Почему у нас говорят, что образование бесплатно, когда в школах не прекращаются поборы на ремонт, на новое оборудование, на химреактивы?"
-Есть родители, которые хотят организовать пространство для детей в своем классе. Я никогда не обращался к родителям в классах, что вот сделайте то, сделайте это. Фактически школу всем необходимым обеспечивает государство. Роскоши мы себе не можем позволить, родители хотят сделать что-то другое. Дети живут в школе целый день, особенно учащиеся начальных классов. Родители создают какие-то фонды, организуют для детей экскурсии, закупают канцелярские товары, питьевую воду. Не могу сказать, что это поборы, это больше традиция. Я всегда говорю всем, что, пожалуйста, милые родители, сделайте это красиво. Не заставляйте тех, кто не может, будьте гуманны к тем, кто социально не защищен. Если поступают деньги, связанные с благотворительностью, то все должно быть официально, у нас ведется бухучет. И каждый родитель может в любой момент посмотреть через Интернет, куда делись деньги.
-Самая известная сейчас детская писательница Джоан Роуллинг, написавшая "Гарри Поттера", в свое время была учителем. Говорят, что учителя – это люди, которые хотят вернуть свое детство.
-Согласен. Я на себе это ощущаю, я вроде бы мужчина уже, но иногда мне хочется, чтобы бутерброд упал маслом вниз.
-Ваша формула успеха, жизненное правило и девиз?
-Я задумываюсь часто об этом. Если очень коротко – глобально мыслить и решать локально. Например, мой сад. Я хочу, чтобы там глобально все было прекрасно, все органично и меня радовало. А все остальное я делаю локально.
Авторская программа Романа Скуднякова "Без галстука" выходит в эфире телекомпании "Волга" по пятницам в 22.00, повтор программы по субботам в 12.35. Все самое интересное из программы "Без галстука" - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Добрые песни" (96,4 FM) – по субботам в 19.05 и на радио "Шансон" по субботам в 15.05 (106,9 FM). Глянцевая версия программы в журналах "Красивые Люди" и "National Business". Полная версия – на сайте Независимого информационного агентства "Нижний Новгород". Вопросы для героев передачи можно присылать в колл-центр "AVK" по тел. (831) 275-85-28 с понедельника по пятницу с 08:00 до 17:00.
Copyright © 1999—2024 НИА "Нижний Новгород".
При перепечатке гиперссылка на НИА "Нижний Новгород" обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+