Последние интервью
Последние новости рубрики Общество
Общество

"Обновление маршрутной схемы города нижегородскими специалистами будет стоить муниципалитету дешевле работы привлеченных компаний", - Владимир Ясенев

08 декабря 2011 08:38  [2255] Общество
Владимир Ясенев

Владимир Ясенев

НИА "Нижний Новгород" - Денис Кузнецов

О работе специалистов Нижегородского государственного технического университета имени Алексеева по обновлению маршрутной сети города и созданию ее интерактивной модели рассказал доцент кафедры автомобильного транспорта кандидат наук заслуженный работник автомобильно транспорта Владимир Ясенев.

- Когда началась работа в этом направлении?

-В целом работа по аудиту пассажиропотока и обновлению маршрутной сети на нашей кафедре началась пять лет назад. В апреле 2011 года специалисты нашей кафедры вышли с инициативой на департамент транспорта и связи администрации Нижнего Новгорода. Тогда за три месяца работы мы собрали информацию о двух городских автобусных маршрутах - №7 и №52. Нашей целью было разработка рекомендаций руководству городу по изменению транспортных потоков. Но такая серьезная работа не может идти без желания политиков и чиновников. В результате анализа пассажиропотока нами были сделаны соответствующие выводы, но к ним никто не проявлял интереса. Дальше Владимира Грибова, тогда директора профильного департамента, мы не пошли.

- На какой стадии находится проект сейчас?

- На основании собранных данных мы смогли создать интерактивную модель маршрутной сети города. Это база для обновления, модернизации и оптимизации сети города. Нужно понимать, что нижегородская маршрутная сеть обкатывалась десятки лет, и создавать новую - нужды нет. Разумно обновить и оптимизировать ее. Но прежде чем что-то менять, необходимо провести своеобразный "численный эксперимент", работу с моделью или макетом, который у нас уже есть. Это, по сути, компьютерная программа с возможностью изменения ряда параметров для дальнейшего анализа транспортной ситуации. Модель показывает сам маршрут общественного транспорта с возможностью его коррекции, к примеру, ввода новых объектов: домов, остановок; а также открытия или закрытия улиц, интенсивность пассажиропотока с указанием направления каждого пассажира, параметры нагрузки на каждый автобус (количество человек в нем) и соответствие его движения регулярному графику. Программа подразумевает ввод новых параметров, изменение их, наложение спутниковой информации в режиме онлайн и другие возможности. В перспективе модель сможет отслеживать работу всего общественного транспорта Нижнего Новгорода, включая метро, частных перевозчиков и электротранспорт.

- А какова конечная стоимость модели, и в какие сроки она может быть закончена

- Этот вопрос сложнее. Я вспоминаю русскую сказку про золотую рыбку, которая спрашивала: "Что тебе надобно, старче?". Здесь аналогичная ситуация, нужно сначала узнать потребность. У наших научных сотрудников есть потенциал, инструментарий, на основе, кстати, питерской программы, и студенты кафедры, которые могут заниматься сбором необходимой для анализа информацией в хорошо знакомом для них городе. Откровенно говоря, мы были удивлены, когда услышали о том, что к разработке маршрутной сети готовы приступить специалисты из Санкт-Петербурга. Думаю, что мы может решить эту задачу за меньшие деньги, никак не хуже сторонних профессионалов и в короткие сроки. Тем более, что у кафедры есть достаточно студентов, которые могут помочь нам в этой работе. К примеру, только для аудита пассажиропотока потребуется, как минимум, 500 человек. Откуда столько сил возьмут петербургские коллеги, я не знаю, но стоить это предприятие будет недешево.

- А Санкт-Петербург славится квалифицированными работниками в этом направлении?

- В северной столице по этому профилю работают две организации. Научно-исследовательским и проектным институтом территориального развития и транспортной инфраструктуры (НИПИ ТРТИ), по сути, владеет шведская компания Sweko. Второе предприятие работает по немецким стандартам и программам (A+C Consulting). Их объединяет одно – это консалтинговые компании, которые выполняют проектную работу, и не отвечают за реализацию идеи и результат. Даже в названии их профиля звучит "консультация". Внедрение их наработок опять же ляжет на город. Плюс, надо понимать, что бренды здесь играют не последнюю роль. И за них надо платить – отсюда и сумма в 25 млн. рублей. Замечу также, что дополнение модели маршрутной сети в будущем поставит перед городом потребность обращаться к сторонним специалистам еще раз, а это также выльется в дополнительные затраты. Работа наших специалистов, выполненная в полном объеме, обойдется куда дешевле.

- А есть положительный опыт привлечения сторонних специалистов по разработке маршрутных сетей других регионов?

- Не скрою, есть. В мире эталоном организации транспортных потоков является опыт Южная Корея, где без проблем работает система единой электронной карты при оплате проезда, а общественный транспорт функционирует строго в своем графике. Многие страны привлекали корейских специалистов для анализа транспортной ситуации у себя. Но тут нужно учесть, что, к примеру, наши особенности корейцам будет сложно понять. Что касается русского опыта привлечения специалистов из других городов, то здесь можно назвать Самару, Улан-Удэ, Казань, где работали питерские компании. Собственными силами маршрутную сеть исследовали и обновляли Норильск, Красноярск, Тамбов и, справедливо будет заметить, что порой при этом применялись инновационные методы анализа ситуации. К примеру, в Норильске (Ясенев сам участвовал в реализации этого проекта, - прим. НИА "Нижний Новгород") из около 700 автобусов семь были оборудованы инфракрасным оборудованием, которое позволило дать оценку загруженности того или иного маршрута.

- Какие еще интересные проекты есть в разработке?

- Наши специалисты параллельно работают над созданием интерактивной карты аварийности города. Такие проекты успешно внедрялись в Европе. Суть: человек, следуя по маршруту, получает информацию о степени опасности того или иного участка дороги и рекомендации, как лучше ему поступить за рулем. Есть идея привязки подобной карты к личностным предпочтениям пользователя (скоростной режим, определенные улицы) и к погодным условиям. Но пока это проектные разработки.

Поделиться: