Андрей Чертков: Я не хочу плыть по течению
И.о. заместителя главы администрации Нижнего Новгорода в интервью НИА "Нижний Новгород" рассказал о первых впечатлениях в новой должности, первоочередных задачах и проблемах
- Должность заместителя главы администрации, мягко скажем "расстрельная". Но, говорят, что желающих много было... Чем вас Олег Кондрашов заманил? Легко согласились?
- Сергей Гладышев, прежний заместитель главы администрации "уходил" целый год, и вопрос о кадровой замене стоял еще год назад. У Олега Кондрашова был год, чтобы подумать, кого поставить на эту должность. Выбор был, думаю, достаточно большой. Но так получилось, что выбор пал на меня. Но я постараюсь доказать, что его выбор был не просто так сделан.
Олег Александрович предложил мне возглавить эту сферу. Попросил по-мужски! И тех слов, которые он мне тогда сказал, было достаточно, чтобы принять это решение. Большого желания занять эту должность у меня не было, но было желание попробовать что-то новое.
- Что стало решающим, только ли предложение, от которого не смогли отказаться?
- Здесь большую роль сыграли амбиции...
Работа, к которой я приступил, тяжелая. А люди, которые чего-то достигли в жизни, бизнесе, не хотят много работать. Точнее, им становится скучно, и они ищут себе применение в других сферах. Но я воспитан своими родителями так, что нужно любить то, чем ты занимаешься, и выполнять свою работу так, чтобы не было стыдно. Я из того поколения людей, которые работают с энтузиазмом, и болеют за свое дело.
Еще до работы в администрации Приокского района деятельность чиновников для меня была за некой театральной завесой, за которой что-то такое творится, но попадают туда единицы. Я никогда не мечтал и не хотел стать чиновником. Но жизнь распорядилась иначе. В 2010 году я был назначен главой администрации Приокского района. Эти три года не прошли впустую. Я многому научился на этом посту, понял, что такое работа чиновника, что такое ответственность за людей, за район.
- Опыт бизнесмена тогда помог руководить районом?
- Нет, не сильно. Больше помог опыт учителя физики и астрономии...
Коммерческая жилка пригодилась, но в другом. У меня были деньги, мои личные, и я, будучи главой района, понимая, что ДУК не сможет за короткое время поменять трубы бабушкам, починить крышу у них в доме, поэтому старался помогать людям. И они меня за это по-человечески благодарили. А я благодарен им за добрые слова в свой адрес.
Бизнесменом я руководил предприятием общей численностью более тысячи человек. Но между задачами, которые ставились там и на посту главы администрации района, мягко скажем, большая разница. На посту главы района нужно было сделать что-то важное и срочное, практически не имея ни людей, ни денег, но в кратчайшие сроки. В бизнесе задачи так не ставятся: подводятся и человеческие и материальные ресурсы, конкретные сроки. Естественно, я пытался уйти от такого подхода в работе администрации, но по объективным причинам это далеко не всегда удавалось.
Глава района должен быть постоянно в тонусе, постоянно должен придумывать и планировать на завтра, потому что, чтобы это было завтра, нужно уже сегодня проработать многие вещи.
Но, с другой стороны, став чиновником, я понял, и обратную сторону медали. Нередко проблемы, которые возникают в ЖКХ, на тех же дорогах, это в том числе и результат нашей с вами общей деятельности. Я говорю о простых горожанах. Многое рождается из-за недопонимания, а порой и нежелания соблюдать элементарные правила. Люди справедливо требуют от власти многого, но сами частенько не хотят делать самого простого. Хотя бы не мусорить. Конечно, это относится не ко всем. Когда люди пишут президенту, они, как правило, сообщают о бездействии чиновников на местах. На своих приемах, которые я регулярно проводил в районе, я всегда спрашивал пришедших, что они лично сделали для благоустройства своего двора, микрорайона, улицы? И, как правило, большинство отвечали молчанием. Мы привыкли выставлять жесткие требования к власти, постоянно ее критиковать, и при этом снисходительно относимся к своим недостаткам. Требовать, безусловно, нужно. Но нужно работать всем вместе. Тогда и взаимных претензий будет намного меньше.
- А опыт главы района пригодится в новой должности. Задачи же одни и те же, масштабы разные...
- В должности главы администрации района я получил понимание проблем городского и областного масштабов, а также колоссальный опыт работы с жителями. Работа главы района - это работа с людьми: на предприятиях, в школах, во дворах...
За три года работы в районе я постарался создать более-менее понятную систему отношений с жителями, выстроить работу по проблемным вопросам. Нами был разработан ряд программ с детскими садиками и школами, ветеранскими организациями и объединениями инвалидов. Я уверен, что они будут продолжены.
На сегодняшней работе опыт главы района, безусловно, пригодится, но масштабы и сроки задач, конечно, иные.
- Не боитесь утонуть в "бумажной" работе?
- Я согласен, бумаг много, без них, к сожалению, нельзя. Бумаги меня интересуют меньше всего. Я отписываю их по тем структурам, которые должны заниматься обозначенными в них вопросами. Но перед этим по несколько раз все прочитываю, чтобы было собственное понимание проблем города в тех или иных местах. Поэтому и приходится в каждую бумажку вчитываться и вникать.
- Проработав месяц, какие проблемы в Нижнем Новгороде вы считаете ключевыми и требующими незамедлительного решения?
- Стоит только перечислить департаменты, и мы уже поймем, какие проблемы находятся в моем ведомстве: ЖКХ, дороги, транспорт, лесное хозяйство, экология, благоустройство, расселение аварийного фонда - все в этом списке.
ЖКХ - это самый сложный участок, настроить эту работу - задача системного менеджера. Передо мной сейчас встали новые задачи, глобальные, мне и самому интересно их решать. Я поставил себе планку, а смогу ли я ее достичь? Не будут ли через год опять говорить о том, что Олег Кондрашов привел человека, бывшего коммерсанта, который ничего не делает? Если так начнут говорить, тогда мне грош цена. Если буду говорить о том, что человек хороший, и он пытается что-то решить, но у него не получатся - это вторая оценка. Профессионализм приходит с годами, и, соглашаясь на эту должность, я Олегу Кондрашову сказал, что мне нужен минимум год, чтобы освоиться и показать результаты.
Я понимаю, что этого года ни у меня, ни у администрации нет. И понимаю, что программы, которые должны заработать в 2014 году, я должен разрабатывать уже сегодня. Проблемы, которые у города есть, будут повторяться и дальше, если мы ничего не будем менять. Поэтому выработка системных решений, постановка задач, их контроль - это элементарные вещи, которые должны быть сделаны на каждом направлении. Конечно, много подводных камней, но ими нужно заниматься в первую очередь.
Например, сейчас у нас конец отопительного сезона. Это не просто завершение работы котельных. Это работа многих служб, это программа, которая должна быть сверстана и законсервирована, должны быть промыты трубы, все системы опрессованы. Отопительный сезон закончен, но работы не закончены.
Если говорить об отопительном сезоне в целом, то сейчас я уже провожу совещания, цель которых понять, какие проблемы по отоплению у нас могут возникнуть к 1 октября. Они в принципе известны, и сейчас мы уже начнем их решать, чтобы 1 октября глава администрации города не задавал вопросов, почему у нас в тех или иных домах нет отопления или они отапливаются плохо. Мы должны бежать впереди паровоза, потому что понимаем, что старт отопительного сезона будущего года готовится уже сегодня. И от нашей работы сейчас будет очень многое зависеть потом.
Дороги - не менее важное и масштабное направление работы. Напомню, что два года у нас было достаточно скоромное количество средств на ремонт основных дорог. В этом году деньги заложены, и регион обещает нам дополнительную помощь. Нам нужно доделать улицу Горького, сделать в Автозаводском районе улицу Монастырскую, так называемый восточный проезд, который поможет разгрузить Пролетарку... У нас очень плохие путепроводы на Комсомольском шоссе, улице Новикова-Прибоя, да и много других. Сейчас главное - ямочный ремонт. С наступлением нормативных температур возьмемся за капитальные работы.
- А благоустройство!?
- Благоустройство. Это тоже один из глобальных вопросов. Олег Кондрашов поставил задачу предоставить ему все цифры, которые необходимы городу по благоустройству. Готовим материал по всем районам. Администрации районов должны предоставить свое видение, какое количество элементов благоустройства им необходимо, где хотят они разбить клумбы и высадить деревья. Будем постепенно приводить город в порядок после зимы.
Жители ждут от нас комплексных решений в сфере благоустройства. Те горожане, которые живут в частном секторе и в домах пятой-шестой категории, где не убираются дворники и не вывозится снег, тоже хотят жить в нормальных условиях. Поэтому уже этой зимой говорить, что магистраль проспекта Гагарина будет убираться лучше, чем улица частного сектора неправильно. В следующем году этого не будет. Они будут убираться одинаково.
Кроме того, будут полностью пересмотрены схемы уборки Нижегородского и Советского районов Нижнего Новгорода. Рассматриваем уже сегодня новые технологические карты уборки территорий, количество контрактов, которые понадобятся на этой территории, смотрим количество фирм, которые будут закреплены за этими территориями.
- Почему только два района рассматриваются?
- Нет, рассматриваем по всем районам. Прорабатываются новые нормативы, по которым будет осуществляться уборка, вопросы, связанные с транспортировкой снега. Сейчас мы уже эти вопросы начинаем прорабатывать, чтобы с пониманием войти в зиму. С понимаем того, как город будет убираться в зимнее время. Но, в первую очередь, нас интересует нагорная часть, потому что к ней самое большое количество претензий.
- Создается впечатление, что нам просто не везет последние годы с зимами... Снег не может растаять до сих пор...
- Везение - вещь субъективная. А снег - это данность для нашего климата. И его уборка требует системной работы всех подрядных организаций. Последние несколько лет показали, что необходимо менять механизмы, подходы к уборке снега. Мне нужны люди, которые не хотят просто сидеть, сложа ручки, нужны те, кто принимают решения и отвечают за результат. Должны остаться только те, кто хочет работать.
- Главы районов, по сути, тоже должны отвечать за уборку в зимнее время. Зимой не раз слышали предупреждения и выговоры со стороны Олега Александровича в адрес некоторых городских глав...
- Вот поэтому я и говорю, что нужны люди, которые принимают решения и за них отвечают. Других людей нам не надо. Если потребуются кадровые перестановки и решения - они будут!
Можно прийти и всех уволить, но нужно посмотреть на людей, которые здесь работают. Посмотрим, как будет запущен отопительный сезон, как они будут справляться, как региональные программы реализуются. Дорожники показывают себя только зимой, но, если зимой они мне не покажут результаты, то будем расставаться. И это касается всех сфер деятельности.
- Раз уж разговор коснулся глав районов, не могу не спросить: есть ли у нас некий негласный рейтинг районов и глав...
- Я считаю, что лидируют Автозаводский и Сормовский районы. Не столько по возрасту и опыту глав, а именно по тому хозяйственному подходу, которые они демонстрируют остальным. Я не говорю, что у них тоже все идеально, как хотелось бы. Но в этих районах, я, по крайней мере, понимаю, что делается. Изменилась сейчас ситуация по Канавинскому району. Мне нравится, как Дмитрий Шуров работает. Думаю, что это будет перспективный район. Глава Нижегородского района Игорь Согин также проводит много времени в районе, и старается все сделать хорошо, но мы понимаем, что здесь находятся все надзорные службы, которые его ругают. Поэтому стать лучшим ему будет практически невозможно.
Остальные районы тоже не хуже. И мой родной район Приокский нисколько не хуже Автозаводского. А в некоторых местах даже лучше.
- Зимой мы по большему счету простояли в пробках. Сейчас ситуация стала лучше. Но проблема с пробками на некоторых участках все равно остается...Вопрос с транспортной инфраструктурой и развязками как-то будет решаться?
- Да, количество транспорта растет. Мне уже представили порядка 50 небольших проектов где-то по расширению, где-то по увеличению парковочных карманов, которые позволят избежать больших пробок. Уже дал задание ГИБДД проработать возможность увеличения времени на 10-15 сек горения зеленого света светофоров на проспектах. Мы попытаемся в тестовом режиме увидеть, как будет изменяться транспортная ситуация. Почему бы не попробовать разные варианты. Если они будут не приемлемы, отказаться от них, и думать дальше, как изменить ситуацию в лучшую сторону. Нужно пробовать. Будем решать методом проб, работать над ошибками, но я хочу, чтобы жители видели, что мы работаем.
Так же не понимаю, почему не открыть улицу Алексеевскую в сторону площади Минина и Пожарского, или участок Малой Покровской от Звездинки, чтобы не объезжать по Горького. Меня это тоже интересует. И таких вопросов много.
А как работает общественный транспорт и что изменить, чтобы улучшить его работу, мы пока до конца не представляем. Нужно проработать все маршруты: как должны быть связаны разные точки города, куда подвозить людей, если сейчас метро на площади Горького, и оно справляется с пассажиропотоком. Нужно организовать маршрут от площади Горького, а вот куда? Нужно прорабатывать схему.
Схему движения транспорта в Нижнем Новгороде надо менять, надо смотреть, как работают разные виды общественно транспорта: маршрутки, троллейбусы, трамваи, автобусы. Надо создавать комплексную сеть.
Существует еще больной вопрос о парковках. Вопрос с парковками в треугольнике: площадь Сенная, площадь Свободы и площадь Горького надо решать. Причем мое личное мнение: я бы убрал отсюда все машины.
Сейчас в Почаинском овраге заканчиваются работы по укреплению склона после оползня. И там вписалась бы многоуровневая парковка. Я считаю, что это будет одним из системных решений городской администрации по возведению этой многоуровневой парковки. Я бы поддержал этот проект, и буду просить губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева также поддержать его и добавить средств на его реализацию. И убрал бы все автомобили туда. Я сейчас говорю про одно место, но таких парковок должно быть по городу много. И тогда мы, возможно, решим не одну проблему. Решим вопрос с парковками в центре города, вопрос по уборке этой части города. А самое главное - по пропускной способности наших улиц.
Работы много. И чем глубже копнешь, тем больше найдешь проблемных вопросов, которые нужно решать уже сейчас. Если не хочешь ничем заниматься, подписывай документы, что-то делай, возможно, что-то и получится. Но я не хочу лишь неторопливо плыть по течению. У меня много мыслей. Я не всегда говорю, что они правильны. Но я хочу услышать всех участников, и каждый должен дать свою точку зрения, а не прислушиваться к мнению руководителя, только потому, что нужно соблюсти субординацию. Начальник такой же человек, как и мы, и мы должны до него уже доносить правильные решения.
- Сложно работать с Олегом Кондрашовым? У вас с ним дружеские отношения или на уровне начальник-подчиненный?
- У нас с ним уже на протяжении долгих лет сложились дружеские отношения. Но это не касается работы. Мы с ним договорись, что я буду говорить ему все, что думаю. Заместители должны принимать правильные решения самостоятельно, посоветовавшись со специалистами, рассматривать различные варианты, и предлагать главе администрации города наиболее приемлемый, а не просить его за нас эти решения принимать!
- А вы сами требовательный руководитель? Ругаете подчиненных?
- Да. Другого варианта нет. В целом, коллектив хороший, но как известно, хороший человек - это не профессия. Дальше посмотрим.
- После месяца работы первые впечатления: какие отношения с областью?
- Это борьба, борьба города с областью за финансирование. Но у области тоже есть аргументы, они с нас спрашивают программы и сметы, нужно подготовить почву и выполнить определенные работы. Мы должны четко сформулировать стратегию, по которой двигаемся. Одна из программ, которая стратегически понятна и объяснена, - это волновое расселение. Другие программы необходимо четко формулировать, чтобы претендовать на софинансирование из регионального бюджета, особенно это касается дорог.
Буквально на днях рассматривали вопрос о въезде в город со стороны Балахны. На Дубравной один въезд в город и то через железнодорожный переезд. Представляете, сколько там люди стоят? Что об этом никто не знает, конечно, знают.
В Нижний Новгород со стороны Афонино нормального въезда в город нет, со стороны Ольгино такая же картина. Автозавод, Стригино - также нет нормального въезда. Но не стоит забывать и тот факт, что мы гостеприимный город, мы думаем о привлечении туристов, о тех людях, которые должны сюда приехать. И мы должны транспортную инфраструктуру прорабатывать и выстраивать. На это требуется много денег. Будем просить, готовить проекты и добиваться положительных решений по ним в части финансирования.
- Вы говорите о строительстве дорог... Почему они у нас так необоснованно дороги?
- В среднем в Нижнем Новгороде стоимость дороги по существующим стандартам с ливневками составляет 2 000 рублей за кв метр. Я считаю, что это приемлемая для нас цена. В городе во дворах цена иная - от 700 до 1 000 рублей. Магистрали ремонтируем за 1400 - 1500 рублей за кв.м.
- Когда решится окончательно вопрос с Южным обходом Нижнего Новгорода, и транзитный транспорт не будет ходить через областной центр?
- Любой обход должен быть удобен водителям. Удобен ли он будет, пока сказать трудно. Для окончания строительства нужны серьезные средства. В последний визит премьер-министра РФ Дмитрия Медведева в Нижней Новгород губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев вел разговор о финансировании строительства этого объекта из федерального бюджета. Будем надеяться, что деньги в регион на обход придут.
- А мосты? Их у нас три.. ремонт какого начнется в первую очередь?
- В этом году стоит перед нами задача сделать Молитовский мост. Будем обращаться за софинансированием в правительство области.
В 2007 году проводились исследования Мызинского моста, которые показали, что необходимо провести ряд работ по реконструкции. И Молитовский, и Мызинский мосты не в очень хорошем состоянии. Их надо делать. Уже есть проект и примерные расчеты по Мызинскому мосту. Деньги большие - почти 1 млрд. рублей. То же самое касается и Молитовского моста. Сейчас будут проведены технические исследования, и на их основании будем выбирать, какой мост в первую очередь будем ремонтировать. Будем разговаривать и с областью, и с федерацией о финансировании, особенно это касается Мызинского моста, потому что он является одной из составляющих трассы М7 и другого варианта объезда у нас пока нет.
- Вы уже не раз сказали во время разговора, что объезды города совершаете в выходные дни. Что с новой работой нет выходных? А семья?
- Я позволяю себе полдня провести с детьми. Их у меня четверо, самому маленькому три года. Я их всех очень люблю и стараюсь уделять максимум внимания. Они моя отдушина, особенно самый младший.
Ну, а если я не буду работать в выходные, то не смогу получить полную развернутую информацию, которая мне нужна. Я пока доверяю главам районам и той информации, которая мне предоставляется. Доверяй, но проверяй. Я привык все проверять. Поэтому моя задача - самому смотреть, что плохо, и как это исправить.
- Уже понятно, вы не такой человек, который, уходя с работы, не думаете о проблемах города...
- Поэтому-то меня и мучает бессонница... (улыбается)
- Но отдыхать же нужно...
- Психологическая отдушина нужна. Кто-то находит себя в музыке, рыбалке, охотничьих собаках, в спорте, кто-то - в алкоголе. С таким графиком многие скатываются к последнему. Моя слабость - волейбольная команда "Губерния", - которая в этом году впервые попала в четверку сильнейших клубов России и в 2014 году нам выступать в Еврокубках.
- Значит ваша отдушина - семья?
- Даже и не знаю, как сказать... У меня чаще превалировала работа, чем семья. Семье, конечно, очень обидно. Но я, наверное, один из таких трудоголиков, которые кроме работы ни в чем себя больше не видят. Это было в бизнесе, так получается и здесь, на муниципальной службе. Семья обижается, но другого варианта нет. Когда я начал работать главой администрации Приокского района, три года назад, у меня родился ребенок. Я его 1,5 года практически не видел. Мне было обидно, и сейчас пытаюсь уделять детям побольше внимания, но не всегда, к сожалению, это получается.
- Какой срок себе ставите, по истечении которого можно будет спросить о результатах работы?100 дней, год...
- На мне много функций. Заявлять о 100 днях на посту и делать какие-то выводы не правильно. А это срок - лето. Я что решу вопросы по ЖКХ и дорогам? Нет. Я физически не успею. По благоустройству? Тоже многое не получится. Реальные результаты моей работы мы увидим только после зимы. Поэтому я ставлю год, когда можно будет сделать какие-то выводы и оценить результаты моей работы. И вот этот год мне очень нужен. Смогу ли я сделать все, что наметил, смогу ли я переломить ситуацию, которая сложилась сейчас. Это вопросы, которые я ставлю перед собой. И буду их реализовывать.
Я пришел работать. Как бы тяжело здесь ни было.
Copyright © 1999—2024 НИА "Нижний Новгород".
При перепечатке гиперссылка на НИА "Нижний Новгород" обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+